Информация о здании
Завод Автомобильного московского общества, прославившийся как ЗИЛ, был основан энтузиастами автомобильного дела Рябушинскими в рамках программы развития автомобильной промышленности.
В 1916 году была выбрано место в Тюфелевой роще — традиционном месте гуляний близ Симоновой Слободы, где с рубежа веков развивалась промышленность.
Сейчас от первоначальных корпусов, весьма обширных, сохранилось немного — почти все они находились внутри новых зданий модернизировавшегося в советское время предприятия, однако один сохранился и выходит фасадом на Автозаводскую улицу — Третье транспортное кольцо.
Корпуса завода образовывали симметричную композицию, группируясь вокруг первого конторского здания. Известна история, что гражданский инженер Кузнецов, легендарный архитектор, взял себе в помощники (на преддипломную практику) студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества Константина Мельникова, будущую звезду архитектуры русского аванграда. Поручив отрисовать фасады, Кузнецов отлучился, а вернувшись обнаружил, что Мельников решил их в очень строгих классических формах, но почти безо всякого декора. Кузнецов будто бы дорисовал колонны и другие мелкие элементы, но Мельников их проигнорировал, продолжив свою линию. В результате Кузнецов был вынужден согласиться с версией молодого архитектора и фасады обрели строгий по тем временам облик, предвосхитив функциональную промышленную архитектуру послереволюционного времени.
Сохранившийся корпус (выстроен в 1918-1921 годах) монументален, стены выглядит толстыми и основательными, они немного сужаются кверху. В середине фасада прорезано высокое арочное окно, ему вторят шесть меньших на боковых крыльях, они увенчаны большими замковыми камнями. Центральный объем завершен карнизом и сферическим куполом, опирающимся на арки полуциркульных окон. Таким образом здание сочетает строгую монументальность и простые формы — квадраты и полукруги арок.
Ранее здесь размещались конторы завода, а также музей АМО ЗИЛ.