Информация о здании
В 1788 году Московская полицейская канцелярия разрешила купцам Никите Терентьеву и Петру Кожевникову застроить находившийся близ их дворов проезжий переулок, идущий от Тверской улицы на Дмитровку. Против этого не возражали и священники двух ближайших церквей – Сергия Чудотворцана Дмитровке,и Дмитрия Солунского на Тверской. Как было сказано в объяснении, «загорождение проезжего переулка не может делать препятствия при хождении их с требами по приходским дворам». По всей видимости, по этому случаю в 1788 году был составлен подробный план участка со всеми относящимися к нему зданиями. Согласно документу, Никита Терентьев держал далеко не один двор на линии перекрытого Молочного переулка, однако именно ему принадлежало угловое владение, где ныне высится купол галереи «Актер». Застройка этого участка была некапитальной – деревянные строения, расположившиеся по границам, и пустое пространство в центре. В те времена левая граница двора проходила по валам Земляного города, поэтому фасады зданий не обращены в ту сторону: традиция строить дома «лицом» к бульварам появилась позже. Лишь два объекта во владении Терентьева были каменными – дома, выходившие на «красную линию» Тверской улицы.
Между тем в 1776 году, в соседнем владении по Тверской (через переулок от двора Никиты Терентьева) уже стояло каменное здание – по тем временам довольно большое. Судя по плану, участок с каменным домом либо граничил с владением князя Ивана Вяземского, либо принадлежал ему. В конце 1780-х годов владение Терентьева удлиняется вдоль Тверской, а его соседом числится купец Живов, выкупивший территорию бывшего переулка, а заодно и строение с каменным домом, который в свое время принадлежал Ивану Вяземскому.
Купец Живов обстраивается капитально. На планах 1830-х годов виден большой усадебный дом, возможно, сохранившийся еще с XVIII века, а также Г-образный хозяйственный корпус. Вдоль восточной границы его владения располагается сад.
Сменив несколько владельцев, в районе 1880-го года бывший участок Терентьева объединяется с участком Живова. Терентьевский, то есть западный участок, в середине XIX века был разделен между несколькими хозяевами, но впоследствии вновь объединился во владении М. С. Логуновой. Живовский, то есть восточный участок, в это время числится за её мужем, купцом 1-й гильдии С. Е. Логуновым. На планах обозначен проект нового 4-этажного доходного дома, занимающего оба участка. В 1882 году дом уже построен.
Расцвет строительного бума на этом участке был связан с владельцами - Иваном и Андреем Чижовыми, при которых доходный дом приобрел характерную для всех комплексов подобного рода инфраструктуру. К 1906 году сносятся все незначительные постройки, угол со Страстным бульваром теперь закрепляет угловой корпус здания, на одной оси с ним строится еще один доходный жилой дом – двухэтажный. Цокольный этаж зданий занимают множество магазинов, а также электротеатр. В таком виде комплекс доходных домов просуществовал до 1920-1930-х годов, когда возникли грандиозные планы по перепланировке Тверской улицы. Чтобы доходные дома Чижовых соответствовали новой градостроительной концепции главной улицы города, все здания, выходящие фасадом на Тверскую, были надстроены двумя дополнительными этажами. Угловая часть строения была акцентирована ротондой.
В середине 1930-х годов в здании на Тверской улице, 16 разместился Центральный Дом актёра при Всероссийском театральном обществе (ВТО). Популярной достопримечательностью на первом этаже Дома на долгие годы стал легендарный ресторан, который можно было посетить только при предъявлении театрального удостоверения. Это был своего рода закрытый «клуб для своих», куда артисты всех без исключения столичных театров приезжали после вечерних выступлений, гастролей и спектаклей встретиться с единомышленниками, обсудить творческие планы, поговорить по душам в непринужденной атмосфере. В течение полувека Дом оставался любимым местом нескольких поколений московских артистов. После пожара 1990 года актёры переехали из здания на Пушкинской в старинный «Дом с рыцарями» на Арбате.