Информация о здании
Клуб фабрики «Свобода» был построен в 1927—1929 по проекту архитектора Константина Мельникова, когда на клубные здания такого масштаба и программы был особенный спрос со стороны профсоюзов рабочих. Именно поэтому, когда парфюмерной фабрике «Свобода» (ранее «Ралле») профсоюза химиков потребовалось новое здание клуба, было выбрано место в соседнем от фабрики квартале южнее по Вятской улице. Там с 1910-х находился благоустроенный Финляндский сад с прудом, по описаниям современников «это был небольшой уютный парк с беседками, песчаными аллеями – зеленый оазис для прогулок с детьми». Непосредственно на месте нынешнего клуба находилась читальня и амбулатория, построенная в 1916 году на средства Н. Финляндского (отсюда и название сада), и в 1918 сгоревшая.
За основу проекта Мельниковым была взята сферическая форма, напоминающая собой цистерну или сигару (отношение ширины к длине, как 1:2), помещенная на корпусе 1-го этажа. Эта сигара разрезалась на две равные части падающей стеной. Одна часть обслуживалась сценой, вторая — кинематографической будкой и экраном. В случае необходимости стена поднималась и помещения театра и кинематографа сливались в одно целое, образуя зрительный зал вместимостью 1000 человек. Но Константину Мельникову не удалось в полной мере реализовать всего задуманного в силу различных обстоятельств. В результате сферическая цистерна превратилась в граненную, а пандусы, ведущие в проекте эту цистерну, были заменены на лестницы. Также по первоначальному проекту клуб при фабрике «Свобода» имел несколько входов, но в реализованном варианте вход в здание был решен только со стороны Вятской улицы.
Дальнейшая судьба здания оказалась печальной. После войны, без ведома Мельникова клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, был переделан по моде времени: окна были заложены, лестницы удалены, а здание перекрашено. Таким клуб простоял до 2000-х. В 2003—2004, уже после закрытия ДК, была произведена реставрация клуба и зданию наконец вернули первоначальный вид, хоть и с небольшими неточностями. Однако интерьеры клуба полностью переделаны в эклектике, и таким образом на данный момент утрачены полностью. Сейчас клуб занимает один из самых известных банкетных залов в Москве «Суриковъ Холл».
За основу проекта Мельниковым была взята сферическая форма, напоминающая собой цистерну или сигару (отношение ширины к длине, как 1:2), помещенная на корпусе 1-го этажа. Эта сигара разрезалась на две равные части падающей стеной. Одна часть обслуживалась сценой, вторая — кинематографической будкой и экраном. В случае необходимости стена поднималась и помещения театра и кинематографа сливались в одно целое, образуя зрительный зал вместимостью 1000 человек. Но Константину Мельникову не удалось в полной мере реализовать всего задуманного в силу различных обстоятельств. В результате сферическая цистерна превратилась в граненную, а пандусы, ведущие в проекте эту цистерну, были заменены на лестницы. Также по первоначальному проекту клуб при фабрике «Свобода» имел несколько входов, но в реализованном варианте вход в здание был решен только со стороны Вятской улицы.
Дальнейшая судьба здания оказалась печальной. После войны, без ведома Мельникова клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, был переделан по моде времени: окна были заложены, лестницы удалены, а здание перекрашено. Таким клуб простоял до 2000-х. В 2003—2004, уже после закрытия ДК, была произведена реставрация клуба и зданию наконец вернули первоначальный вид, хоть и с небольшими неточностями. Однако интерьеры клуба полностью переделаны в эклектике, и таким образом на данный момент утрачены полностью. Сейчас клуб занимает один из самых известных банкетных залов в Москве «Суриковъ Холл».