Информация о здании
«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы. Он был одним из первых, открывшихся в Москве в начале ХХ века. В стенах кинотеатра побывали Лев Толстой, Сергей Есенин и другие легендарные деятели культуры и искусства.
Первоначально здание «электро-театра» было построено по проекту архитектора Николая Благовещенского в 1909 году. Он воздвигнул нарядный одноэтажный дворец в стиле модерн. Заказчиком строительства был предприниматель Альберт Брокш — управляющий «Варваринского акционерного общества домовладельцев», которому принадлежал участок на Арбатской площади.
Брокш в каком-то смысле совершил настоящую революцию: в начале века кино в Москве показывали где придется — в обычных помещениях, не приспособленных для сеансов. Посетителям нередко приходилось стоять, а использование легковоспламеняющейся целлулоидной плёнки приводило к пожарам.
«Синематограф Брокша» — так кинотеатр был записан в документах — предложил зрителям воспринимать кино как искусство, которое следует смотреть в соответствующей обстановке. Нарядный «Художественный» поражал богатым оформлением: в фойе, которое освещали ажурные люстры, располагался фонтан и играл оркестр, а в кадках стояли пальмы. Кроме того, это был единственный кинотеатр, который выполнял доставку заказанных билетов на дом.
Через три года стало понятно, что театр не вмещает всех желающих. Перестраивал «Художественный» известный архитектор Ф. Шехтель.
Эклектичный декор сменил более строгий неоклассицизм, в стиле которого за пару лет до этого Шехтель построил свой дом на Большой Садовой улице. Отдельные элементы соответствовали классическим образцам, но сам фасад не имел прецедентов и ясно сообщал о своей принадлежности двадцатому веку.
В 1912 г. площадь украсил фасад нового электро-театра с двумя входами. Полукруглые ниши над ними занимали античные рельефы: две колесницы мчались друг навстречу другу. Пилястры на первом этаже чередовались с окнами. Входы освещали изящные фонари. Зал вмещал 900 человек.
С самого начала «Художественный» стал первым экраном страны. Здесь проходили все премьеры новых игровых фильмов.
В 1921 году «Художественный» открывается как первый кинотеатр новой организации — Государственного комитета по кинематографии, или Госкино.
В 1926 г. здесь прошла премьера фильма Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", а в 1931 г. премьера первого звукового фильма "Путевка в жизнь", снятого Николаем Экком. А также именно в зале «Художественного» в 1936 г. демонстрировалась первая цветная кинолента "Груня Корнакова".
Каким кинотеатр стал в последующие годы, можно понять из путеводителя по Москве 1935 года: «В театре 946 мест; музыкальная иллюстрация немых фильмов — оркестр; в фойе, в специальном зале, через каждые 45 минут демонстрация последней кинохроники, комната матери и ребенка, читальный зал, шахматы и шашки, буфет. В летнее время в саду при театре эстрадные концерты. Театр треста Мосгоркино. Начало сеансов в 12 час. Цены по местам: на дневные сеансы от 1 до 2 руб., на вечерние сеансы (с 18 час.) от 1 р. 50 к. до 3 р. 50 к.»
В годы Великой Отечественной войны «Художественный» продолжает работу. Боевые киносборники и хроникальные фильмы заполняют репертуар кинотеатра «Художественный», который работает несмотря на постоянные налёты немецкой авиации. До 1941 г. слева от кинотеатра располагался трехэтажный жилой дом. Во время бомбардировки дом был разрушен, а в 1944 г. на его месте разбили сквер. Глухая стена кинотеатра, примыкавшая к дому, открылась глазам прохожих.
В 1950-е годы кинотеатр «Художественный» лишается дореволюционного оформления. Причиной глобальные перемены в стране. На пост первого секретаря Московского комитета КПСС приглашают Никиту Хрущёва и в 1954 году он выступает на Всесоюзном совещании строителей, где говорит: «Мы не против красоты, но против излишеств». Через год выходит постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое знаменует отказ от сталинского архитектурного стиля. В это время с фасада «Художественного» исчезают барельефы с божествами солнца и луны — Селеной и Гелиосом, маскароны над входом, надписи «Вход» и «Выход», а также вывеска с названием кинотеатра.
Визитной карточкой «Художественного» становятся электрические огни, гигантские афиши и сияющая вывеска на крыше. В 1955 г. кинотеатр был оборудован первым в Москве широким экраном (ширина нового экрана составила 14 метров – это в три раза больше, чем у обычного экрана кинотеатров того времени). Он был сделан из специальной пластмассы, усиливающей яркость изображения и хорошо отражающей свет.
В 2009 г. кинотеатр отметил свое столетие. К юбилею в фойе был открыт памятник первому кинобилету. Автор проекта и исполнитель – мастер художественного стекла, заслуженный художник России Фидаиль Ибрагимов.
Отзывы