Дата открытия, История появления
Одна из старейших улиц Китай-города Ильинка получила свое название от храма, сохранившегося до наших дней. Однако, поскольку он скрыт за более поздними строениями, о храме сегодня мало кто знает. А история у храма, между тем, богатейшая.
О возведении этого храма (приписываемого Алевизу Фрязину) летописный источник сообщает: «Того же лета (1519 г.) месяца мая 11 день заложиша церковь каменну за Торгом в монастыре святого Илию...». А спустя полтора года: «в лето 7029 (1521г.) месяца сентября 2 день священа церковь каменна святого Илии в Торгу на Дмитриевской улице, да придел Климента святого». Храм стал первой каменной постройкой в Ильинском монастыре и одной из первых известных сегодня каменных построек Китай-города. Уже через насколько лет после его возведения улица, прежде называвшаяся Дмитриевской, стала носить имя Ильинка.
Ильинский монастырь соседствовал с торгом и усадьбой земского казначея Хозяина Юрьевича Тютина. Казначей был казнен Иваном Грозным, а его двор пожалован "на приезд" Новгородскому архиерею. Так рядом с Ильинским монастырем возникло Новгородское архиерейское подворье, вскоре сыгравшее в истории России заметную роль: здесь в 1591 г. останавливался митрополит Дионисий Търновский, который привез в Москву акты Константинопольского собора 1590 года об утверждении патриаршества на Руси.
Монастырь также был причастен к важным историческим событиям. Именно с набата Ильинского колокола началось в Смутное время восстание против Лжедмитрия I, о чем упомянуто в летописи: "…маия в 17 день, на память святаго отца нашего Андроника … Благочестивии князи (Шуйские) повелеша ударить в колокола, первое у святаго пророка Илии, по той Ильинской улице, и в рядох и у святых церквей, и в монастырех, потом же у собора Пресвятей Богородицы, потом же в набаты градные….".
После Смуты Ильинский монастырь не был возрожден, и Ильинская церковь "что в Ветошном ряду" в 1625 году упоминается уже только как приходской храм. На земле бывшего монастыря разместились кладбище и дворы церковного причта (попа, дьякона, пономаря и просвирницы).
Главными историческими событиями на протяжении всего XVII века, связанными с храмом Ильи пророка, были ежегодные крестные ходы с участием правителей, высшего духовенства и всех горожан. После пожара 1676 года церковь вместе с церковной землей по прошению Новгородского митрополита Корнилия была присоединена к Новгородскому подворью, сохраняя при этом и приходские функции, а причт из своих дворов переселился в казенное жилье подворья.