Храм Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех

Храм Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех

ул. Большая Якиманка, д. 32 стр. 2
С XVII века эта церковь часто меняет свой облик – и в конечном счете прячется за новыми жилыми многоэтажками.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.

Информация о здании

Эту церковь трудно заметить со стороны Большой Якиманки. Некогда она находилась в центре открытого пространства и была видна издалека. Сегодня она оказалась зажата между многоэтажным жилым домом и школой, причем к последней она практически примыкает. Сказываются последствия ХХ века, когда храм едва не был уничтожен.

Церковь становится известна с 1642 года и поначалу упоминается как храм Благовещения в Иноземной слободе. В этой части Замоскворечья селились пленные выходцы из Польши и Литвы – отсюда и наименование «в Старых Панех». Второе название – в Бабьем городке – вызывает много споров и сегодня. Наиболее вероятной версией считается, что в этой местности берег Москвы‑реки укрепляли с помощью свай, которые вбивались в землю с использованием деревянных или чугунных «баб». Но есть и народные легенды о женщинах, принявших здесь бой с татарами, или о том, как татары выбирали себе женщин для увода в плен на этом месте. Сегодня «Бабий городок» напоминает о себе только в названии местного переулка.

Благовещенская церковь, первоначально деревянная, в камне была выстроена только во времена императрицы Анны Иоанновны: в 1730 году по её указу началось возведение нового храма с приделом святого Марона Пустынника. Основа этой церкви в сильно перестроенном виде сохраняется до наших дней. Здание сильно пострадало во время событий 1812 года: сначала он был осквернен и разграблен французами, затем серьезный ущерб нанес пожар. После этого в течение пяти лет храм был закрыт. Но и после его открытия восстановление шло медленно, лишь к 1831 году все разрушения были устранены на средства купцов Лепёшкиных. Они же выстроили новую церковную трапезную, в которой помимо Мароновского придела появился еще и придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем церковь еще дважды меняла свой облик: в 1844 году она получила новый иконостас и купол с пятью маленькими главками, а в 1886 году вместо него была сделана четырехскатная крыша с одной главой. Тогда в верхней части четверика появились новые парные окна. Храм особенно гордился подбором колоколов – одним из лучших в Москве. Колокольня при этом оставалась от 1730 года.

Службы в церкви прекратились около 1931 года, после чего начались изменения её здания. Первоначально оно было и вовсе назначено к сносу как «малоценное», но всё же уцелело, превратившись в гараж и автомастерские. Для их нужд в стенах были пробиты новые проемы для въезда, все христианские символы, включая главы с крестами, уничтожены. В полуразрушенном состоянии церковь была передана новой православной общине в 1992 году, которая начала долгую и тщательную реставрацию здания. Сейчас храм выглядит практически так же, как в начале ХХ века, вернув свою былую красоту.

Автор статьи: Никита Брусиловский
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Квартирный корпус Детской больницы имени В.Е.Морозова
icon
В число зданий и павильонов, спроектированных для больничного ансамбля, входил и квартирный корпус. Жилые помещения в нем предназначались для медицинского персонала Морозовской больницы. Помимо служебных квартир, в корпусе располагался ряд хозяйственных служб.
4-й Добрынинский пер., дом 1/9, стр. 7
audioGuideОткрыть аудиогид