Картинная галерея фабрики К.Жиро, 1901 г., архитектор Р.И.Клейн

Картинная галерея фабрики К.Жиро, 1901 г., архитектор Р.И.Клейн

Тимура Фрунзе ул., дом 11, строение 46
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Эклектика,Модерн
Годы постройки:
1901
Архитекторы:
Р.И. Клейн

Информация о здании

На территории делового квартала «Красная роза 1875» расположены три памятника архитектуры, являющиеся выявленными объектами культурного наследия: «Главный дом (деревянный), кон. XVIII в.», «Картинная галерея фабрики К. Жиро», «Жилой флигель (деревянный), нач. XIX в.».

Первым достоверным владельцем этой территории был боярин И.Б. Троекуров. Здесь находился его большой загородный княжеский двор. Более ста лет, с 1736 по 1838 год, участком владел старинный дворянский род всеволожских. Первый сохранившийся план усадьбы датируется 1773 годом.

Николай Сергеевич Всеволожский завел одну из первых в Москветипографий, в которой работало несколько французов. Благодаря их присутствию усадьба не пострадала в наполеоновском пожаре.

В 1838 году юго-восточная часть участка с главным домом перешла во владение профессора химии и доктора медицины Родиона Григорьевича Геймана, который впоследствии основал здесь фабрику «Товарищество для производства колетовых свечей». Северо-восточную часть выкупил под парфюмерную фабрику французский подданный Альфонс Ралле.

С 1875 года его соотечественник Клод-Мари (Клавдий Осипович) Жиро постепенно приобретает все владения и создает на этой территории одну из крупнейших шелковых фабрик России, которая в период расцвета вырабатывала более 6 миллионов метров разнообразных шелковых тканей ежегодно.

Название «Красная роза» появилось после октябрьской революции, когда фабрика Клода-Мари Жиро была национализирована. в советское время исторические границы владения сохранились, никаких крупных построек на его территории не производилось.

С 2007 года ЗАО «Красная роза 1875», являющееся собственником всего имущественного комплекса фабрики, реализует проект реновации промышленной территории в современный деловой квартал. Отличительными чертами проекта являются бережное отношение к исторической среде, аккуратное приспособление исторической промышленной архитектуры конца XIX века к современным коммерческим функциям.

В построенной в 1901 году по проекту Р.И. Клейна галерее владелец фабрики хранил собственную коллекцию картин. Функциональное назначение строения обусловило его архитектурные особенности. Здание имело сложный силуэт с высоким стеклянным фонарем над зимним садом. основную часть галереи занимал большой двухсветный зал для экспозиции. стилистика архитектурных форм и декоративной отделки относится к эклектике начала ХХ века с использованием элементов модерна.

После 1917 года здание было значительно перестроено под производственные нужды. Двухсветный объем галереи перекрыли, она стала двухэтажной. верхний этаж освещался существующими полукруглыми окнами, в нижнем – пробили огромные оконные проемы. Световой фонарь был утрачен. 

Реставрация

При проведении реставрационных работ нынешним собственником восстановлена планировочная структура галереи и внешние крыльца, которые разрушились в процессе эксплуатации еще в минувшем веке. По чертежам Клейна воссоздан венчающий здание стеклянный купол. В нем применено историческое членение стекол, но материалы и технология при этом использованы современные. Известно, что сразу после постройки купол доставлял хозяевам массу проблем – он всегда протекал, что явилось основной причиной его замены в 1930-е годы на монолитную конструкцию. Современные технологические решения, с одной стороны, позволили сохранить исторический облик здания, а с другой – гарантированно сберегают уникальную отделку интерьеров. 

К первоначальному виду приведен весь экстерьер здания: раскрыты заложенные и ликвидированы поздние оконные проемы, восстановлено филенчатое оформление плоскостей фасадов, проведена реставрация карнизов, поясов, профилированных наличников с замковыми камнями, восстановлена на основе архивного чертежа парадная лестница в декоративных парапетах. 

Восстановление внутренней планировки здания на начало ХХ века предусматривало демонтаж позднего перекрытия, лестницы и временных перегородок. В галерее раскрыты росписи сводов в неоклассическом стиле с растительным орнаментом и пейзажными панно, закрашенными ранее масляной краской. восстанавливалась уникальная живопись по уцелевшим фрагментам и историческим материалам. Пол галереи был выложен разноцветными каменными плитами, рисунок которых представлял собой укрупненный орнамент потолка. Полностью утраченный, он сохранился в подробных описаниях, по которым реставраторам удалось восстановить его в первоначальном виде, как и колонны, пилястры, роспись стен под мрамор (такая отделка являлась во времена строительства галереи одной из самых дорогостоящих). 

В ходе работ был открыт и отреставрирован ранее заваленный исторический подвал с уникальной планировочной структурой и крестовыми сводами. Организована вертикальная связь подвала и первого уровня. Галерея Жиро является наглядным примером качественной современной реставрации, осуществленной в тесном тандеме города и инвестора.

В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За высокое качество реставрационных работ по живописи".

Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Патриаршая резиденция
icon
Патриаршая резиденция в Чистом переулке — бывшая городская усадьба Офросимовых, расположенная по адресу Чистый переулок, дом 5, в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Является памятником архитектуры федерального значения.
Толстой Л. Н.
icon
Девичьего Поля пр-д (сквер Девичьего поля)