Государственный институт театрального искусства ‒ ГИТИС

Государственный институт театрального искусства ‒ ГИТИС

Один из самых старых сохранившихся домов в Москве, 1720-х гг., с остатками палат XVII в. Много раз перестраивался. Принадлежал Нелединским - Мелецким, князьям Волконским, Трубецким.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.
Назначение постройки
Общественное учреждение, Жилой дом, Учебное заведение

Дата открытия, История появления

Его построил, скорее всего, генерал-аншеф князь М.Н.Волконский (1713–1789), участник Семилетней войны и главнокомандующий в Москве. Отец его, один из высших сановников, был придворным шутом при Анне Иоанновне.

Владельцы и значимые персоны

В 1810 г. всю усадьбу у тайного советника В.Н.Зиновьева за 30 тысяч рублей выкупил купец Ф.Ланг, который сдавал множество отдельных строений на большом участке жильцам и различным учреждениям. В нескольких флигелях, выходивших в Малый и Средний Кисловский переулки, после пожара 1812 г. временно разместилась Московская губернская гимназия (потом ее назвали Первой московской мужской казенной), пока ее дома на Волхонке ремонтировались. В ней учился М.П.Погодин, писавший в «Школьных воспоминаниях»: «Шесть комнат внизу – классы, вверху шесть комнат для учеников. По бокам квартиры для учителей, комнаты по две. Летом играли на большом дворе в лапту и ходили довольно часто на Воробьевы горы по праздникам». В 1818 г. у ее директора П.М.Дружинина жил поэт К.Н.Батюшков. В 1824 г. поселился композитор А.А.Алябьев.

В Московском архиве сохранились прошения владельца Ф.Ланга от 1815 г. о дозволении учредить в его доме некий клуб, где «кроме чтения и других занятий, принятых в клубе, определяются две залы, одна для фехтования, а другая для стрельбы в цель кисточками из механических ружей, формою и тяжестью соответствующих огнестрельным», а также «танцевальное общество» с платой по 100 рублей, на что генерал-губернатор выразил свое согласие.

В 1826 г. главный дом занимала глазная больница, в 1820-х гг. средний этаж нанимал для своей типографии, одной из лучших тогда в Москве (типография при Медико-хирургической академии), А.И.Рене-Семен. 19 декабря 1817 г. он поместил в «Московских ведомостях» такое объявление: «Август Семен, управлявший в продолжение 9 лет типографиею Г-на Действительного Статского Советника Всеволожского, честь имеет уведомить Почтеннейшую Публику, что он завел новую типографию на Кисловке, в доме Ланга, под № 318. В сей типографии, сверх сочинений на Российском и на иностранных языках берется печатать всякия таблицы с большими линейками, визитныя карты, адресы, этикеты всякого рода и проч.» (типография Всеволожского находилась в его усадьбе в Хамовниках и считалась лучшей частной типографией в допожарной Москве).

В своей типографии Август Иванович напечатал около тысячи книг, в числе которых были произведения Жуковского, Грибоедова, Баратынского, «Путеводитель в Москве» 1824 г., «Памятники московской древности», а также почти все сочинения Пушкина. А над нею, на третьем этаже дома, осенью 1827 г. жил великий польский поэт А.Мицкевич. В 1820-х гг. тут проходило первое заседание Императорского общества сельского хозяйства. На своей квартире на третьем этаже главного дома читал лекции по французской литературе преподаватель Московского университета А.Декамп, о котором помощник попечителя учебного округа отозвался как о знатоке французской литературы, но считал, что «по неведению Русского языка пропадет» без переводчика.

В 1900-х гг. усадьбу купил В.И.Солдатенков, племянник знаменитого в Москве богатейшего купца К.Т.Солдатенкова. И в 1902 г. ее нанимает Московское императорское филармоническое общество для своего Музыкально-драматического училища. Оно было преобразовано из Музыкальной школы для приходящих П.Шостаковского, находившейся под патронажем Общества любителей музыкального и драматического искусства. В 1883 г. общество было переименовано в Московское филармоническое общество, и музыкальная школа получила статус Музыкально-драматического училища при нем. И училище, и общество в целом находились под покровительством и опекой великого князя Николая Николаевича. Впоследствии училище было приравнено в правах к высшим учебным заведениям ‒ консерваториям, что было зафиксировано новым уставом, утвержденным императором по ходатайству великой княгини Елизаветы Федоровны.

Драматические классы Музыкально-драматического училища возглавляли известные актеры, педагоги и театральные деятели: в 1883-1889 гг. А.Южин, в 1889-1891 гг. О.Правдин, в 1891-1901 гг. Вл. И.Немирович-Данченко. Училище в разное время оканчивали знаменитые впоследствии актеры и режиссеры; например, в числе выпускников училища 1898 г. были О.Книппер, Савицкая, Мейерхольд, Мунт, Снегирев и др. В 1898 г. выпускники Музыкально-драматического училища и участники Общества искусства и литературы объединились в одну труппу, положив начало Московскому художественному общедоступному театру (впоследствии МХАТ).

В музыкальных классах Музыкально-драматического училища преподавали известные деятели русской музыкальной культуры: П.Шостаковский, Р.Эрлих, С.Кусевицкий, К.Эрдели. Училище закончил композитор В.Калинников и певец Л.Собинов, составившие славу отечественной музыкальной культуры. Традиция драматических классов заканчивать обучение спектаклем была усвоена и классами музыкальными, где ставились оперные спектакли, а также программы ученического симфонического оркестра. Мастерство молодых музыкантов позволило выступать в сопровождении этого оркестра П.Сарасате, С.Рахманинову, Л.Собинову, Ф.Шаляпину, А.Аренскому и др.

В 1918 г. Музыкально-драматическое училище было переименовано в Музыкально-драматический институт, в 1919 г. ‒ в Государственный институт музыкальной драмы, а 17 сентября 1922 г., после объединения с Государственными высшими театральными мастерскими под руководством Мейерхольда, реорганизовано в Государственный институт театрального искусства ‒ ГИТИС. В ночь с 28 на 29 марта 2013 г. в главном корпусе ГИТИСа произошел пожар. Сильно пострадал третий этаж, который был отремонтирован в 2014 г.

Автор статьи: Ирина Левина
Распечатать статью