Информация о здании
Последний на четной стороне Леонтьевского переулка дом № 26 — остаток усадьбы князей Шаховских конца XVIII – начала XIX в. Главный дом усадьбы выходил на Тверскую улицу, а в переулке находились служебные строения. Одно из них — двухэтажное здание, показанное на плане 1802 г. — представляет собой основу существующего дома.
В конце XIX в. в 1876 г. дом перестраивает архитектор Н. Тальман. Дом получил эклектичный декор и стал единым комплексом, оформлявшим квартал, в итоге получилась буква П — главная часть по Тверской, два основания по двум переулкам (Леонтьевскому и Вознесенскому). С 1880-х гг. он принадлежал известному банкиру Лазарю Соломоновичу Полякову. Вплоть до революции здесь располагались знаменитые меблированные комнаты «Лувр» и «Мадрид». В части дома, что выходила на Тверскую, располагался более шикарный «Лувр» со входом на углу рядом с домом генерал-губернатора, а в переулок выходил более простой «Мадрид». Именно эта часть «Мадрида» и сохранилась в Леонтьевском переулке после того как в 1940-х гг. при расширении Тверской улицы отрезали «Лувр». До нашего времени осталась домонограмма «М» (в аттике над входом, которые поддерживают две кариатиды).
Дом имел коридорную систему со сложными переходами, и из «Лувра» можно было не выходя на улицу попасть в «Мадрид» и наоборот. Эти меблированные комнаты обожали артисты и деятели театра. В Лувре, который был пошикарнее, останавливались многие приезжие знаменитости, жили подолгу артисты-солисты московских театров, а в «Мадриде» — переписчики пьес и артисты помельче. Номера хорошо описала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. Она жила в «Мадриде» много лет, после того как переехала в Москву, играла у Корша и писала пьесы для театров, в том числе для Малого, где имела успех. В это время в «Лувре» жила знаменитая Лидия Яворская. Там они познакомились и там завязалась их дружба на всю жизнь. Лидия Борисовна Яворская происходила из Киева. В 18 лет она уехала в Петербург учиться актерскому мастерству, потом училась в Париже. В 1893 г. дебютировала в Ревеле и очень скоро покорила Москву ролью Маргариты Готье в «Даме с камелиями» в театре Корша. Первый ее успех в Москве критики связывали не столько с игрой, сколько с экстравагантной манерой поведения — и на сцене, и вне, — не совпадающей с общими представлениями о русской актрисе: скромной, сдержанной, даже застенчивой. Напротив, она эпатировала публику нарядами, позволяющими ей демонстрировать прелести своего тела, некоторой развязностью, хрипловатым голосом, отсутствием «мелодии жестов». Здесь в гостинице у Яворской и Щепкиной-Куперник часто бывал, друживший с обеими, А.П.Чехов, а также Лика Мизинова, певица Варвара Эберле, редактор журнала «Русская мысль» Гольцев, беллетрист Потапенко.
В 1990-е гг. оставшийся «Мадрид» был полностью реконструирован под административные помещения. Остался лишь фасад знаменитой гостиницы. Кстати именно в ней происходит действие романа Б.Акунина «Весь мир театр».