Гостиница «Москва»

Гостиница «Москва»

Охотный Ряд ул., дом 2
Одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932—1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева (вторая очередь завершена в 1968—1977 годах). Разобрана в 2004 году. На её месте к 2013 году завершено строительство нового здания гостиницы, точно воспроизводящего, по заявлениям проектировщиков, внешние формы прежнего — однако оно превосходит его в объёме. В настоящее время здание занимает отель Four Seasons Hotel Moscow, здесь же находятся различные магазины и рестор...
Развернуть
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Постконструктивизм
Годы постройки:
1932—1935
Архитекторы:
А.В. Щусев,О. Стапран,Л. Савельев
Назначение постройки
Общественное учреждение

Дата открытия, История появления

Гостиница «Москва», занимающая целый квартал, стала одной из первых гостиниц, построенных в советской Москве. Массивное здание играет доминирующую роль в формировании района, непосредственно прилегающего к Кремлю. «Москва» отличается сложной архитектурной пластикой, призванной согласовать строение с соседствующими Кремлём и зданием Исторического музея.

Охотный ряд, считавшийся в начале XX века одним из самых антисанитарных районов города, стал первым московским районом, подвергшимся коренной реконструкции в 1920-е годы. Ещё в 1922 году здесь планировали возвести Дворец труда. Проведённый представительный конкурс на лучший проект не привёл к воплощённым результатам. В силу финансовых трудностей строительство было отложено. Однако работы по реконструкции застройки начались: в том же году снесли часовню Александра Невского на Манежной площади, в 1924 году начался массовый снос торговых лавок в южной части Охотного Ряда (преимущественно деревянные строения). В 1928 году снесли церковь Параскевы Пятницы, а всю рыночную торговлю перенесли на Цветной бульвар.

В середине 1931 года объявили открытый конкурс на строительство новой гостиницы Моссовета, на который было подано 6 проектов. Два из них выполнили архитекторы Госпроекта (первый — Г. Б. Бархин и Н. Н. Юргенсон, второй — И. П. Лобов), два — архитекторы Мосстроя (авторы первого Б. Н. Блохин, А. М. Зальцман и Я. А. Корнфельд, второго — О. А. Стапран и А. А. Зубин), по одному проекту выполнили П. А. Голосов и Институт сооружений. Так как конкурс не принёс желаемых результатов, Моссовет поручил Моспроекту провести ещё один, уже закрытый конкурс среди своих сотрудников. Первый проект выполнили сотрудники архитектурной мастерской А. В. Щусева О. А. Стапран и Л. И. Савельев, при консультировании Щусева, второй коллектив авторов (А. А. Кеслер и И. З. Вайнштейн) консультировал М. Я. Гинзбург, третий заказ получил работавший в то время в Москве немецкий архитектор Бруно Таут.

По итогам закрытого конкурса лучшим признали проект молодых сотрудников щусевской мастерской Стапрана и Савельева и приняли его к реализации. Проект был решён в духе конструктивизма и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. Суровый аскетизм массивного здания не увязывался с ансамблем Кремля, застройкой Охотного Ряда, Тверской и Моховой улиц. К тому же следует иметь в виду, что в начале 1930-х годов в советской архитектуре начался процесс отхода от авангардных направлений, наметился явный поворот в сторону переосмысления классического наследия прошлого, впоследствии приведший к возникновению архитектуры «сталинского ампира».

Строительство гостиницы начали весной 1932 года. Сначала Моссовет поручил вести работы Металлострою, затем заказ передали Мосстрою, а в августе того же года создали Управление по строительству гостиницы Моссовета — самостоятельную организацию, прямо подчинённую президиуму Моссовета. Строительство такого масштабного здания было сложной задачей для страны и поэтому в проект были включены уже имеющиеся здания Гранд-Отеля и гостиницы «Московская», где были сохранены шикарные интерьеры знаменитого дореволюционного ресторана, в котором некогда пел Ф. И. Шаляпин.

В качестве соавтора, призванного исправить «ошибки» проекта, пригласили Алексея Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Щусев с большой изобретательностью и тактом внёс изменения в проект, добавив лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания. В результате появился строгий и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, просторные лоджии-аркады по центру главного фасада, многочисленные балконы. Углы здания были акцентированы башенками. Само здание приобрело бо́льшую пластичность благодаря более выраженному членению главного фасада.

Здание изначально планировалось разновеликим: главный фасад имел 14 этажей; корпус, выходящий на Охотный Ряд — 10. Центральный фасад после сноса в 1938 году целого квартала зданий, включавшего здания «Экспортхлеба» и гостиницы «Лоскутная», получил прямой выход на Манежную площадь и был ориентирован на планировавшийся к строительству Дворец Советов, с которым должен был образовать архитектурную связку.

Тогда же Щусев выполнил эскизы второй очереди гостиницы, но до строительства новых корпусов дело не дошло. 10-этажный корпус, выходящий на площадь Революции (фасадом на здание Музея Ленина), и 6-этажный, обращённый к Театральной площади, начали строить только в 1968 году. Архитекторы А. Б. Борецкий, А. А. Дзержкович, И. Е. Рожин, Д. С. Солопов и В. А. Щелкановцева в целом учли композиционные идеи, заложенные предшественниками.

Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции; тем самым корпуса гостиницы «Москва» заняли собой целый квартал. Однако декор новых корпусов получился более сухим по рисунку; 6-этажный корпус вообще был решён в духе обыкновенной бетонной коробки, что внесло, по мнению некоторых специалистов, резкий диссонанс в ансамбль Театральной площади.

Интересные факты

Существует легенда о том, что И. В. Сталин лично утверждал окончательный проект гостиницы, представленный Щусевым, и именно это обстоятельство стало причиной заметной асимметрии главного фасада здания и того, что его ризалиты отличаются друг от друга. Согласно этой легенде, архитектор для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления, которые были совмещены в одном чертеже и разделялись осью симметрии: на правой части чертежа был изображён более строгий вариант, на левой части — вариант с бо́льшим количеством декоративных деталей. Сталин поставил свою подпись посредине: уточнить, что именно имел в виду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления, в буквальном соответствии с утверждённым чертежом.

Однако известно, что Сталин не занимался утверждением архитектурных проектов, асимметрия же фасада гостиницы обусловлена технологическими причинами: при строительстве второй очереди здания было решено не сносить старый «Гранд-отель», а надстроить его стены до нужного уровня — визуальная толщина, по расчётам, позволяла выдержать надстраиваемые этажи. Однако при надстройке одиннадцатого этажа стены старой гостиницы не выдержали и начали трескаться. Оказалось, что стены «Гранд-отеля» только снаружи выглядели мощными — на самом деле они представляли собой полые коробки, заполненные строительным мусором. Архитекторам пришлось решать задачу по укреплению этих стен и максимальному облегчению строящейся части гостиницы — для этого были заложены оконные проёмы на первых этажах (отсутствие окон на первых четырёх этажах видно на старых фотографиях) и убран весь декор правой башни.

Перестройка и реставрация

Московские градозащитники делали попытки сохранить историческое здание гостиницы, однако безуспешно. После его сноса в 2004 году открылся красивый вид на Кремль и окружающую его застройку, что вновь заставило специалистов говорить об отмене проекта. Появилось предложение разбить общественный парк на этом месте, мотивированное, в том числе, повышением туристической привлекательности центра города — однако московские власти, будучи соинвесторами строительства, не пошли на это.

Проект нового здания на месте разрушенной гостиницы разработан архитектором ГУП «Моспроект-2 имени М. В. Посохина» В. В. Колосницыным. Заказчиком реконструкции является ОАО «Декмос» (51 % которого принадлежит американской компании Decorum Corp., 49 % — правительству Москвы), который должен был построить новое здание отеля к середине 2008 года, вложив более 800 млн долларов США. Генеральный подрядчик строительства — ЗАО «Штрабаг» (российское представительство австрийского строительного концерна Strabag SE). Торговой частью здания управляет компания Sawatzky.

Общая площадь комплекса составляет 183 000 м². Помимо гостиничных номеров и апартаментов, в комплекс вошли офисы, торговые площади и конгресс-центр. Одна из башен получила дополнительные окна, которые отсутствовали у старой версии из-за своего положения. В 2013 году здание было введено в эксплуатацию.

В ходе реконструкции неустановленные лица украли более 87 млн долларов из выделенных городом на строительство. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева, целью реконструкции и было воровство, так как никакой особой потребности в сносе гостиницы, построенной в начале 1930-х годов, не было.


Владельцы и значимые персоны

В 2009 году Сулейман Керимов приобрёл долю 25,5 % в компании «Декмос» В 2015 году гостиница перешла под контроль Алексея и Юрия Хотиных.
Распечатать статью

Интересное рядом (61)

Гостиница В.А. Кокорева
icon
В гостинице В.А. Кокорева неоднократно останавливались и жили И.Н. Крамской, И.Е. Репин, П.И. Чайковский, В.В. Верещагин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие.
ЦАО, Софийская наб., дом 34, строение 1
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Аптека Феррейна
icon
Самая знаменитая аптека сама производила лекарства и снабжала страну еще во время Первой Мировой.
ЦАО, Никольская ул., дом 19-21, строение 2
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Яшин Лев Иванович
icon
советский футболист
star-icon
3.7
Зоологический музей
icon
Первое музейное здание, построенное именно для этой цели, и место действия повести «Роковые яйца» Булгакова.
Шереметьевское подворье
icon
Участок перед этой гостиницей был покрыт так называемой «жидовской смолой».
Никольская ул., д. 10
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Третьяковские торговые ряды и проезд
icon
Этому проезду городские власти дали имя братьев, его устроивших.
Никольская улица
icon

Пройдите бесплатную экскурсию в режиме дополненной реальности по одной из старейших улиц Москвы – Никольской. Доступно для смартфонов с iOS (11 и выше)/Android (8 и выше) и поддержкой технологии дополненной реальности ARKit или ARCore.

Памятник Юрию Долгорукому
icon
Памятник этот широко растиражирован на открытках, а ведь вплоть до 1962 года его судьба была под большим вопросом.
Тверская площадь
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.6
Царь-колокол
icon
Декоративное убранство Царь-колокола — образец искусства барокко, в котором нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора.
Большой театр
icon
Первое здание театра на этом месте появилось в 1780 году.
Театральная пл., дом 1
star-icon
4.1
audioGuideОткрыть аудиогид
Грот «Руины»
icon
Памятник возрождения Москвы после пожара в ходе Отечественной войны 1812 года сделан с использованием обломков разрушенных домов.
Усадьба Кожиных
icon
Эту усадьбу не так просто увидеть: она прячется за двумя крупными домами, между створами которых чуть виднеется благородный классический фасад старинного московского дома с колоннами и арочной композицией. Во время французской оккупации Москвы эта территория стала одним из мест казни горожан, подозревавшихся наполеоновской администрацией в поджогах. Первый публичный расстрел 18 московских поджигателей состоялся именно здесь.
ЦАО, Столешников пер., дом 6, строение 3
Охотный рядПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Центр Гиляровского
icon
г. Москва, Столешников пер., д. 9, стр. 5
Чеховская
Церковь пророка Ильи на Новгородском подворье
icon
Храм, давший название улице Ильинке.
Доходный дом купцов Куприяновых
icon
Вплоть до конца XIX века здесь торговали старым тряпьем (ветошью), чем и обусловлено название переулка.
Угловая Арсенальная башня
icon
Самая мощная угловая башня Кремля, завершившая линию его обороны со стороны Красной площади. Охраняла переправу через реку Неглинную к Торгу.
Гостиница «Люкс»
icon
Это здание на Тверской уже довольно давно скрыто от глаз горожан фальшфасадом.
Тверская ул., д.10
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Спасская башня
icon
Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.
Кремлевская стена
star-icon
3.8
Патриаршие палаты
icon
По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
Сандуновские бани
icon

Бани, впервые открывшиеся в 1808 году, до сих пор являются местом притяжения многих поколений москвичей.

Неглинная ул., дом 14, строение 4
Кузнецкий мост
star-icon
3.2
ИнноПарк
icon
ИнноПарк Сокольники: проезд Сокольнического круга, д. 9; ИнноПарк Лубянка: Театральный пр-д, д.5/1.
Оружейная палата
icon
Около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала ХХ века принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность. 
Дом Торлецких-Захарьиных
icon
Во дворе этого дома прячется станция метро.
Ул. Рождественка, д.6/9/20 стр. 1
Кузнецкий мост
star-icon
3.3
Театральная площадь
icon
Театральная площадь – одна из центральных площадей Москвы, составляющих «ожерелье» вокруг Кремля и Китай-города. Она находится между ул. Петровкой и Копьевским переулком и соседствует с площадью Революции.
Театральная площадь
Охотный рядТверская
5
Московский Международный торгово-промышленный банк Л.С. Полякова
icon
История дома тесно связана с банками и банкирами, приобретениями и разорениями. Но запомнился и ресторан, в 1901 г. предупредивший будущее: еду покупали через торговые автоматы!
Рождественка ул., дом 8/15, строение 3
Кузнецкий мост
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Городская усадьба Н.П. Маттейсена
icon
В Георгиевском переулке до сих пор сохраняются остатки доходной застройки конца XIX века
Георгиевский пер., д. 1, стр. 1-3
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Пассаж Ф.К.Сан-Галли
icon
Именно здесь открылись первые модные французские лавки, принесшие на долгие годы Кузнецкому Мосту славу самой «французской» улицы Москвы.
Кузнецкий Мост ул., д. 11, стр. 1
Кузнецкий мост
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Архив социально-политической истории
icon
Здание архива было спроектировано как хранилище и место изучения ленинских документов.
ул. Б. Дмитровка, 15
ПушкинскаяТверская
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Улица Знаменка
icon
Знаменка – одна из старейших улиц Москвы.
Здание, в котором располагался нотный магазин П.Юргенсона
icon
Здание, в котором располагался нотный магазин П.Юргенсона, его посещали П.И.Чайковский, Н.Д.Кашкин, Н.Г.Рубинштейн и другие выдающееся музыканты и музыкальные критики.
Жилой дом, 2-я пол. XIX в. (в основе - особняк Леве, 1885 г.)
icon
Узнать в этом здании двухэтажный особняк весьма затруднительно, как и вообще поверить в то, что от него что-то осталось.
ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 24, строение 1
ТверскаяЧеховская
5
audioGuideОткрыть аудиогид
Ансамбль доходных домов Г.Г.Солодовникова, 1863 г.  1893 – 1894 гг., арх. К.В.Терский
icon
Описываемое здание вдоль трассы улицы Большой Дмитровки на углу с улицей Кузнецкий мост является частью ансамбля, который принадлежит к числу самых знаменитых в истории театральной Москвы.
Успенский собор
icon

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. 

Ректорский дом
icon

Дом, в котором проживал ректорский состав, преподаватели и ученые МГУ. Правда, это уже не подлинник.

Моховая ул., дом 11, строение 6; Никитский переулок 5А
star-icon
3.3
Церковь Знамения на Шереметевом дворе
icon
В стенах этого храма в свое время разместилась столовая Кремлевской больницы.
Малый театр
icon
Государственный академический Малый театр – старейший русский драматический театр в Москве.
ЦАО, Театральный пр., дом 1
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Музей-квартира В. Э. Мейерхольда
icon
г. Москва, Брюсов пер., д. 12
Охотный рядЧеховская
Музей С. С. Прокофьева
icon
г. Москва, Камергерский пер., д. 6
5
Гостиница Мадрид
icon
Именно здесь происходит действие романа Б.Акунина "Весь мир театр".
Леонтьевский пер, д. 26
Тверская
star-icon
3
Собор Богоявленского монастыря
icon
Собор был частью монастыря и дал приют грекам, положившим начало высшему образованию в России.
Богоявленский переулок, д. 2, стр. 4
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Круглая башня (Китай-город)
icon
Круглая (Заиконоспасская) башня — одна из башен Китайгородской стены.
Станция метро «Площадь Революции»
icon
Станция метро «Площадь Революции» открылась 13 марта 1938 года в составе второй очереди строительства метро
Площадь Революции
star-icon
3.9
audioGuideОткрыть аудиогид
Торговый дом Р.Б. Левинсона
icon
Дмитровка Б. ул., дом 32, строение 1
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Жилой дом, 1938 г.
icon
Гигантский дом-город, удостоенный Сталинской премии, приютивший внутри себя советских летчиков, артистов, писателей, а еще — старинный дом Саввинского подворья, сохранившийся от бывшей Тверской улицы…
ЦАО, Тверская ул., дом 6, строение 1
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом с торговыми помещениями (в основе кельи Георгиевского монастыря)
icon
Этот дом включает в себя кельи не существующего ныне Георгиевского монастыря.
ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 5/6, строение 3
Охотный рядТверская
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Станция метро «Охотный ряд»
icon
Станция, которая чаще других, меняла свои названия и была в свое время самой большой станцией глубокого заложения в мире.
ул. Тверская
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Большой Кремлевский дворец
icon
Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны.
Тайницкая башня
icon
Центральная башня южной стены Кремля. Возведена в 1485 году Антоном Фрязиным на месте Чешковых или Чушковых ворот крепости времени Дмитрия Донского. С нее началось строительство новых укреплений конца XV века.
Константино-Еленинская башня
icon
Возведена Пьетро Антонио Солари в 1490 году на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля 1366-1368 годов.
Станция метро «Театральная»
icon
Станция должна была "выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны".
От «Москвы» до... «Москвы»
icon
Столичные книжные магазины зачастую размещаются в весьма примечательных и интересных зданиях. И, забежав за очередным бестселлером, можно совместить одно с другим: книгу хорошую прикупить и об истории дома узнать.
Московские места М.Ю. Лермонтова
icon
Со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова прошло уже более двухсот лет. «...Москва — моя родина и всегда ею останется,» - говорил поэт. Пройдем же по московским местам поэта.
«Где живете? В палатах!»
icon
Палаты в древнерусской архитектуре — «каменное здание, богатый дом с несколькими этажами и "коморами" (комнатами), княжеская резиденция». Именно поэтому большинство состоятельных людей в XVII веке ничуть не удивились бы ответу Ивана Васильевича из бессмертной комедии Гайдая.