Городская усадьба XVIII-XIX вв. с флигелем ХХ в.

Городская усадьба XVIII-XIX вв. с флигелем ХХ в.

ЦАО, Басманная Стар. ул., дом 19, строение 1
Усадьба под номером 19 относится к XVIII веку, она вытянута вглубь владения, на улицу выходит только небольшой кусок фасада и флигель, пристроенный справа.
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм,Эклектика
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.
Назначение постройки
Городская усадьба

Информация о здании

На левой нечётной стороне Старой Басманной улицы, почти посередине её, располагается старинная купеческая усадьба, вытянутая вглубь квартала и зажатая с обеих сторон соседними владениями.

Главный усадебный дом (№ 19 стр. 1), стоящий перпендикулярно улице, был возведён ещё в XVIII веке и с тех пор не раз перестраивался. В середине XIX столетия усадьбой владела купчиха Наталья Григорьевна Лоушкина. А с 1863 года - прусский подданный, временно московский купец Карл Юстус Гекман. В 1870-е годы родственники Гекмана в глубине участка выстроили многочисленные одно- и двухэтажные корпуса для собственного Меднокотельного завода фирмы «К. Гекман». Тогда же по проекту архитектора Г. Г. фон Ниссена был перестроен и главный дом.

В 1881 году завод на Старой Басманной был закрыт по настоянию городских властей, полагавших недопустимым размещение пожароопасного производства в тесной жилой застройке.

Новым владельцем усадьбы стал Юлий Александрович фон Гук. Торговый дом «Юлий Гук и К», который ему принадлежал, занимался поставками строительных материалов и металлоизделий. Именно это фирма строила первые в Москве здания из железобетона, такие, например, как Верхние торговые ряды, Центральные Хлудовские бани, Музей изящных искусств на Волхонке и многие другие. В 1893 году во владении появились дополнительные служебные корпуса, в которых располагались склады и механические мастерские.

В самом конце XIX века фон Гук продал участок первогильдейскому купцу, владельцу кондитерской фабрики Тимофею Агафоновичу Кудрявцеву, после смерти которого в 1908 году усадьба перешла к его сыну – Фёдору Тимофеевичу, потомственному почётному гражданину, гласному Московской городской думы, выборному Московского купеческого общества. Ему она и принадлежала до октябрьского переворота.

Флигель, расположенный справа от главного дома, представляет собой небольшой двухэтажный особняк с эркером посредине, украшенный маскаронами с изображением женских головок и львиных масок, построенный в 1902 году гражданским инженером П. К. Микини. Это здание до революции снимала частная женская прогимназия (затем гимназия) Е. Б. Гронковской, в которой преподавала старшая сестра Марины Цветаевой Валерия.

В главном доме некоторое время жил известный советский архитектор Н.Я. Колли. Кстати, ещё до революции во владении находились склады для хранения шерсти, арендованные Торговым домом «А. Колли», принадлежавшим родственникам зодчего.

В советское время на пилонах ворот усадьбы располагались статуи на манер парковых, которые в настоящее время утрачены. Вместо них сейчас стоят гипсовые вазы. Подобные вазы, только большего размера, расположены и по углам крыши главного дома.

В настоящее время здесь находится ГУП «Главный информационно - вычислительный центр МК РФ».

Автор статьи: Алексей Дедушкин
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Памятник 7-й Бауманской дивизии народного ополчения
icon
7-я дивизия народного ополчения Бауманского района была сформирована в начале июля 1941 г.
Пересечение ул. — Н. Басманной и С. Басманной
star-icon
3.3
Людской корпус городской усадьбы
icon
Бывший людской корпус усадьбы Струйских – Белавиных – Варенцовых ныне стал частью общественного культурного пространства. Промышленники Белавины, владевшие усадьбой с конца 1770-х гг. до середины XIX века, переехали сюда после продажи старого дома в Малом Златоустинском переулке другу − архитектору Матвею Казакову. Именно при них сформировался ансамбль усадьбы.
ЦАО, Токмаков пер., дом 23
audioGuideОткрыть аудиогид