Городская усадьба Н.П. Маттейсена

Городская усадьба Н.П. Маттейсена

Георгиевский пер., д. 1, стр. 1-3
В Георгиевском переулке до сих пор сохраняются остатки доходной застройки конца XIX века
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
XIX в.
Архитекторы:
И. Берников
Назначение постройки
Общежитие, Городская усадьба, Доходный дом, Общественное учреждение

Дата открытия, История появления

До конца XVIII века между нынешними Георгиевским и Камергерским переулками, гранича с одной стороны с Тверской, а с другой – с Георгиевским монастырем, располагались два владения – князя М.Н. Волконского (ближе к Георгиевскому) и князя С.М. Голицына (к Тверской). В начале XIX века хозяином обеих усадеб становится тайный советник и камергер Петр Бекетов, владелец села Зюзина. Кстати, достаточно долгое время неофициальное название переулка – Камергерский - было связано именно с проживающими здесь камергерами – Стрешневым, Голицыным и, позднее, Бекетовым.

В 1847 году участок Бекетова приобретает коллежский советник А.Д. Серебряков, и через десять лет владение вновь делится на два: часть отходит к Московскому приказу общественного призрения, а часть, обращенную к Георгиевскому переулку, покупают братья, купцы Сушкины. В 1864 году они сносят все строения по переулку, приглашают архитектора И. Берникова и по его проекту возводят трехэтажный доходный дом с проездной аркой, соединяющей двор с переулком (впоследствии заложена). Дом предназначен для жильцов со средним достатком, квартиры, которые можно снять, расположены на верхних этажах, подвал же используется под склад, что позволяет размещать на первом этаже магазины и конторы. В 1871 году строится еще один доходный дом.

Соседнее владение принадлежало Николаю Петровичу Маттейсену, где по-прежнему сохранялся главный усадебный дом начала XIX века. Однако доходное строительство не обходит стороной и этот участок, и в конце 1880-х годов во дворе появляется П-образный доходный дом, вплотную примкнувший к главному дому и почти сразу обретший еще и пятый этаж, где также разместились съемные квартиры.


Владельцы и значимые персоны

В доме, выходящем в Георгиевский переулок (ныне д. 1, стр. 1), снимал квартиру скрипач, концертмейстер Большого театра, композитор Карл Антонович Кламрот, преподаватель Московской консерватории. Здесь он открыл свои скрипичные классы.

Директор Императорских театров Владимир Теляковский вспоминал о Кламроте: «В оркестре Большого театра был старец концертмейстер Кламрот, пятьдесят лет отсидевший в оркестре, всегда неизменно первым туда приходивший и последним уходивший. Когда он перед отъездом своим на родину в Германию в 1901 году играл последний раз solo на скрипке в опере «Травиата», весь театр как один человек устроил ему грандиозную овацию. Было много трогательного в этом прощании навсегда со стариком, прожившим полвека на чужбине». Сын Кламрота, Антон, окончил Берлинскую Академию художеств, был известен как портретист, в 1913 году состоялась его персональная выставка. Также он возглавлял Европейское общество коллекционеров оловянных солдатиков.

В этом же доме вплоть до революции располагалась театральная библиотека С.Ф. Рассохина, существовавшая при Первом театральном агентстве для России и заграницы, учрежденном в Москве в 1892 году Елизаветой Николаевной Рассохиной. При Театральном агентстве находилась центральная театральная касса, которая осуществляла продажу билетов в театры, цирки, на концерты, выставки, лекции, скачки, издательство и библиотека, хранившая ноты, клавиры опер, оперетт, тексты пьес. Занимала здание и еще одна библиотека - «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».

В 1910-м году под двором по проекту М.А. Фолькнера были устроены дополнительные подвальные помещения, перекрытые крестовыми сводами на столбах. В 1911 году по проекту С.О Кулагина несколько изменен уличный фасад. До середины XX века здесь располагались коммуналки, но в 1960-1970 годах они были расселены и дом отдали под различные конторы, из-за чего внутренняя планировка фактически утрачена.

Доходному дому, стоявшему на территории усадьбы Маттейсена, повезло еще меньше. При реконструкции и расширении Тверской улицы в 1930-х годах, значительная его часть была снесена, и остался лишь небольшой кусочек (д.1, стр.3). Здесь также не сохранились интерьеры. Наиболее сохранна подвальная часть и подземное пространство под двором – оно, как и прежде, используется под складирование.

Автор статьи: Юлия Мезенцева
Распечатать статью

Интересное рядом (2)

Гостиница «Москва»
icon
Одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932—1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева (вторая очередь завершена в 1968—1977 годах). Разобрана в 2004 году. На её месте к 2013 году завершено строительство нового здания гостиницы, точно воспроизводящего, по заявлениям проектировщиков, внешние формы прежнего — однако оно превосходит его в объёме. В настоящее время здание занимает отель Four Seasons Hotel Moscow, здесь же находятся различные магазины и рестораны.