Информация о здании
Рассматриваемое владение расположено на внешней стороне Бульварного кольца, у его пересечения с ул. Петровкой, в скромном уголке одной из самых маленьких площадей Москвы – у Петровских ворот.
До 90-х годов XIX века оно развивалось по усадебному принципу и им по очереди владели то государевы люди, то ремесленники, то купцы. В 1846 году мужской портной и староста соседнего храма иконы Божией Матери “Знамение” Н.С.Цыганов построил для себя и семьи центральную часть двухэтажного (с полуподвалом) главного дома. Фасад был решён в стиле позднего ампира с характерным декором, однако имя того первого архитектора до нас не дошло. В 1859 году, при новом владельце купце Никифоре Прокофьеве оформляются современные границы участка, достраивается главный дом в западном направлении (с воротами для проезда во двор). В 1888 году уже следующий хозяин – купец 2-й гильдии, известный московский благотворитель и почётный гражданин Александр Иванович Золотарский нанял двух архитекторов: Н.Петров создал восточное крыло главного дома, надстроил его со стороны двора до третьего этажа, а В.Жигардлович воздвиг четырёхэтажный доходный дом с балконами (ныне стр. 2). Наконец, в 1899 году владение переходит к последним хозяевам – семье Ренквистов и Глиэров. Мария Николаевна (супруга инженера путей сообщения, участника строительства Московской окружной дороги Роберта Олафовича Ренквиста и будущая тёща композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра) заказывает архитектору Я.Мелингеру пристроить к главному дому (перпендикулярно во двор) доходное четырёхэтажное здание (ныне стр. 1а).
С тех самых пор более 70 лет в усадьбе (при СССР все три здания были переоборудованы в коммунальные квартиры) продолжали жить потомки и просто родственники Ренквистов и Глиэров, среди них были и достаточно известные люди: член Горнопромышленного общества Михаил Ростен, поэт-песенник и переводчик Виктор Крылов, архитектор-пректировщик в том числе здания “Детского мира” Леонид Глиэр, модельер и педагог Лия Глиэр - и её дочери: музыкант Сэнта и инженер-станкостроитель Лолита.
Я также вырос в этой бывшей усадьбе (которую конечно в 1960-е годы уже так никто не называл), в той самой мемориальной большой комнате с окнами на бульвар, где сочинялся "Красный мак". Дом 5 действительно расположен крайне удобно, в пешей доступности до многочисленных театров, музеев и магазинов. Крайне удачно было выбрано место строительства на вершине Страстного холма, так что у нас даже после ливня всё быстро высыхало, в отличие, скажем, от Трубной площади, где часто бывали наводнения.
Автор статьи