Информация о здании
Основанная в 1846 г. М. Я. Рябушинским небольшая ткацкая фабрика на пересечении 1-го и 3-го Голутвинских переулков переходит к новым владельцам, московским купцам Истоминым, которые в 1874 г. учреждают Товарищество Московской Голутвинской ткацкой мануфактуры среднеази¬атских и внутренних изделий и начинают активное новое производственное строительство.
Истомиными намечались кардинальные изменения в застройке и планировке всей южной части территории и возведение ткацкого корпуса на вновь приобретенном участке на Якиманской набережной Водоотводного канала, застроенной деревян¬ными домами обывателей. В период с 1897 по 1899 г. фабрикой были приобретены четыре земельных участка, и участок в 325 кв. саженей, до 1881 г. находившийся во владении воскресенской купчихи Л. С. Булычевой, отдается под застройку ими «каменного пятиэтажного, частью с нежилым подвалом, строения для ручного ткацкого производства, кладовых и спален для рабочих».
Постройка нового корпуса (Якиманская наб., д. 4, стр. 1) закрепила красные линии прибрежной трассы и Безымянного (ныне ‒ 4-го Голутвинского) переулка. Художественное решение фасадов здания соответствовало важности его местоположения в непосредственной близости к Кремлю. Углы промышленного здания были декорированы башенками, создающими сложный силуэт объема в панораме набережной, а фасады выполнены в кирпичном стиле, что достаточно типично для фабричных построек данного периода.
Проекты набережного ткацкого корпуса, называемого на фабрике «Новым двором» (1899-1900), а также «Старого двора» по 1-му Голутвинскому переулку (1895), принадлежит А. М. Калмыкову (1863-1930). Он был мастером модерна и «кирпичного» стиля, участковым архитектором Якиманской части Москвы (1891-1904), поэтому стал автором ряда доходных домов, промышленных зданий в Замоскворечье, а также перестройки дома Третьякова под художественную галерею. Между строительством корпусов текстильной мануфактуры Истоминых им было построено краснокирпичное здание дирекции фабрики «Эйнем», совсем рядом, на Берсеневской набережной.
В начале ХХ в. Калмыков вновь привлекается для строительства одного из новых жилых корпусов (1905), так называемых красных спален, и самого крупного во всем промышленном ансамбле производственного здания – продолжения «Нового двора» с фасадом по Безымянному (ныне ‒ 4-му Голутвинскому) переулку. Это богато декорированное здание с выразительной водонапорной башней, увенчанной крепостными зубцами, выстроено в 1910-1911 гг. Таким образом, «Новый двор» стал двухсоставным корпусом с глухим брандмауэром между зданиями, выстроенным в целях пожарной безопасности. Сейчас в этих зданиях расположен деловой центр, оба корпуса связаны общей лестницей с очень своеобразной системой выходов: например, есть выходы на два шестых этажа на разных уровнях.
Столичные архитекторы и инженеры, строившие в Голутвине в конце XIX – начале ХХ в., были яркими представителями своей эпохи. Во владении Товарищества Голутвинской ткацкой мануфактуры строили К. Ф. Буссе, А. М. Калмыков, Кашман, П. П. Щекотов, Б. М. Эппингер, В. В. Шервуд и др.
После октябрьского переворота 1917 г. управление мануфактурой перешло Фабричному комитету, в который вошел в том числе и М. Истомин, бывший председатель правления Товарищества Голутвинской мануфактуры. В советское время это текстильное производство будет называться фабрикой «Красные текстильщики», и ансамбль фабричной застройки дополнится в конце 1920-х гг. конструктивистским зданием Дома культуры (клуба).