Главный дом усадьбы Е.Ф. Рогожиной

Главный дом усадьбы Е.Ф. Рогожиной

ул. Николоямская, д. 53, стр. 1
МарксистскаяПлощадь ИльичаРимскаяТаганская (кольцевая)
Центральный ризалит с аттиковой стенкой на главном фасаде дома – работа неизвестного мастера, выполненная, скорее всего, по типовому проекту после пожара 1812 года.
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Ампир
Годы постройки:
XVIII - XIX вв.
Назначение постройки
Городская усадьба

Информация о здании


Домовладение в нынешних границах возникло после случившегося здесь в 1834 году пожара, когда усадьба отошла шелковому фабриканту Н.Н. Рогожину. Он отделал главный дом и флигели заново. Ранее хозяином усадьбы был купец С.П. Васильев, который с середины XVIII века владел также и участком с нынешним домом № 55, и усадьбой на Николоямской, д. 51. В 1780-1781 гг. по линии улицы были построены корпус, который позже стал основой дома № 55 существующий главный усадебный дом (№ 53, строение 1).


Внешне строение 1 имеет разновременные черты. Центральный ризалит с аттиковой стенкой – работа неизвестного мастера, выполненная, скорее всего, по типовому проекту после пожара 1812 года. Лаконичные членения на заднем фасаде, ризалит уличного фасада с широкими плоскими нишами в обоих этажах – это, конечно же, классицизм. А вот лепной декор уличного фасада, прямоугольный руст и замки´ над окнами больше характерны для позднего ампира и выполнены, как считается, в 1830-х гг. При сравнительно небольших размерах дом обрел монументальный облик. Архитектор, переделывавший дом в ампирном стиле, неизвестен.


До наших дней частично сохранилась внутренняя отделка главного дома. В 1831 году он был оформлен в стиле ампир. Конечно, основное внимание было уделено парадной анфиладе – трем помещениям во втором этаже. Их и лестничную клетку украсили лепниной. Основной вход в парадную анфиладу оформили порталом. В 1880-е годы в доме установили парадную лестницу каслинского литья, вестибюль также был выстлан чугунными плитами. Тогда уже вошла в моду эклектика и убранство дома шло вслед общему увлечению: была обновлена отделка, в частности, появились мраморные подоконники и украшение искусственным мрамором оконных откосов, пышная лепнина – все это фрагментарно сохранилось. Также сохраняются частично сводчатые помещения – в подвале и в первом этаже.


Здание реставрировалось в 1970-е годы, но в 1990-е было заброшено и не использовалось. Из-за многочисленных протечек в негодность пришла крыша, венчающие ряды кладки стен, карниз. Деревянные перекрытия прогнили. Были утрачены парадные въездные ворота. Казалось, утрата грозит и самому дому. Но реставрация второй половины 2010-х годов вернула памятнику архитектуры федерального значения исторический облик, усадебные ворота восстановлены.

Евгения Твардовская

Автор статьи

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Памятник Андрею Рублёву у Спасо-Андроникова монастыря
icon
Памятник Андрею Рублёву работы скульптора Олега Константиновича Комова (1932-1994), установленный в 1985 в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Андроньевская площадь, 10
Площадь Ильича
5
Сыромятники
icon
Нынешняя территория Винзавода, АртПлея и Газгольдера имеет очень интересную и древнюю историю.
Басманный район
5-я женская гимназия
icon
Благодаря визиту В.И.Ленина и фоторепортерам 1919 года мы можем увидеть, как выглядел в годы гражданской войны актовый зал бывшей гимназии, ставшей военной школой.
Товарищеский пер., дом 3
Марксистская
audioGuideОткрыть аудиогид