Информация о здании
Особенностью истории усадьбы купца Александра Александрова (памятник федерального значения «Городская усадьба: главный дом, флигель, служебный корпус с палатами, XVII в.; ограда, начало XIX в.») является то, что в середине XIX века она стала фабрикой, а впоследствии снова была переделана под жилье – и может служить, таким образом, одним из первых примеров конверсии промышленной недвижимости в Москве.
По некоторым данным, в 1781 году здесь, на углу Гороховского и Малого Демидовского переулков, купил себе дом художник Фёдор Рокотов, но жил тут недолго, переехав в 1785 году на угол Токмакова переулка и Старой Басманной улицы.
Главный дом, основная часть флигеля и ограда вдоль владения № 6 по Гороховскому переулку появились не позднее 1819 года (главный дом зафиксирован еще раньше, а сводчатые помещения нижнего этажа флигеля предположительно восходят даже к XVII веку). За домом располагался двор с отдельным двухэтажным каменным жилым флигелем конца 1810-х гг., в нижнем этаже которого помещалась кузница.
В 1850 г. новые хозяева − купеческий сын Иван Заварзин и его супруга Марья Алексеевна − устроили в усадьбе фабрику, которую сдавали внаём московскому купцу А.С. Головину, что повлекло ряд перестроек дома.
Но в 1875 году новая собственница – жена поручика Анна Юрьева – решила переустроить усадьбу под доходное жилье. Этим занимался по ее поручению архитектор Сергей Елагин. Анна Андреевна, судя по всему, была весьма рачительной и предприимчивой домовладелицей. Вплоть до начала XX века она неоднократно обращалась в Строительное отделение Городской управы с проектами перестроек, новостроек и достроек на своем участке.
После 1917 года в главном доме бывшей усадьбы купца Александрова были коммунальные квартиры, а в 1960-х он был отдан под учреждения, что потребовало изменить планировку этажей.
Двухэтажный главный дом, тем не менее, почти полностью сохранил свой парадный фасад. Пологий фронтон и строгий пилястровый портик создают монументальный классический образ. В интерьерах сохранились исторические печи и лестница, а также подвал с коробовым сводом с распалубками.
Флигель расширен разновременными пристройками, но главный его фасад с белокаменными профилями и арочными нишами вокруг окон почти не изменился.