Дата открытия, История появления
Это последняя из больших реализованных построек К.С. Мельникова — новаторский тип здания в стиле авангард, освоенный архитектором в середине 1920-х гг. Однако к середине 1930-х новаторские функциональные схемы гаражей стали рутиной, и архитектор получил разработку производственной части своему сотруднику Курочкину, а сам сосредоточился на создании выразительного объемного решения.
Особенно необычен здесь уличный фасад основного корпуса гаража с размещенной в нем же столовой, для которой было устроено огромное круглое окно с массивным обрамлением.
Первоначально сквозь интерьер, открывавшийся за окном, проходила высокая дымовая труба котельной.
В остальном данный гараж решен просто — прямоугольный каркасный корпус, перекрытый металлическими фермами, но его высокая административная часть поражает своей рифленой поверхностью, она прорезана гипертрофированными каннелюрами античных колонн.
Примечательны также наклонные окна на дворовом фасаде, повторяющие движение лестничных маршей.
В отличие от тогдашней моды на мелкий накладной декор Мельников продолжает свою линию разработки крупных форм и объемов, и отделка — каннелюры и пластика железобетонной «рамы» окна — лишь усиливает их восприятие. Как и свойственно стилю ар-деко, архитектор избегает слишком буквально трактованных деталей и образов, однако в уличном фасаде можно углядеть аналогию с половиной фронтального вида автомобиля — круглое окно столовой с низкой крышей гаража образуют «фару» и «крыло», а крупные каннелюры административного корпуса — «решетку радиатора»! Однако сам архитектор никогда не ссылался на конкретику своих образов.
В послевоенное время и до 1990-х гг. здание занимал таксопарк, потом — несколько арендаторов, не всегда автомобильной направленности. Общие формы не изменились, за исключением исчезнувшей трубы. Окно столовой не использовалось, внутреннее пространство было разгорожено, хотя сохраняло ряд облицованных кафелем колонн с геометризованным капителями.