Фабрика Станиславского

Фабрика Станиславского

Станиславского ул., д. 21, стр. 3 и 7

Эти фактурные здания – корпуса бывшего завода, связанного с именем легендарного театрального режиссера и педагога, сооснователя МХТ, создателя знаменитой актерской системы, К.С. Станиславского.

star-icon
3.7
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы постройки:
XIX-XX вв.
Назначение постройки
Промышленный комплекс, Театр

Фабрика Станиславского в Москве: история становления и развития

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) родился в семье потомственных фабрикантов и купцов. Его прадеду, Семену Алексееву, сыну ярославского крепостного крестьянина, было 34 года, когда он запустил в Первопрестольной производство золотой и серебряной канители, построив фабрику "волоченного и плащенного золота и серебра" на Якиманке. Предприятие Алексеева приносило семье солидный доход. Тончайшая металлическая нить стала особенно востребованной во времена правления Екатерины Великой, когда представители правящей аристократии стали носить одежду, расшитую золотом и серебром. Благодаря золотоканительному производству Алексеева, все, что блестело, при ближайшем рассмотрении действительно оказывалось золотом, что особенно ценилось во время пышных царских приемов. Роскошные дамские наряды притягивали взоры, но и мужской парадный мундир не был обделен вниманием, - его украшали драгоценные нити, изготовленные на Алексеевской фабрике. Золотыми нитями были расшиты и облачения православных священнослужителей.

Во время московского пожара 1812 года фабрика сгорела. В 1816 году Алексеевы переехали в восточную часть города, и приобрели участок земли с домом на Большой Алексеевской улице (ныне ул. Александра Солженицына). При этом название улицы, как можно было бы предположить, не имело ни малейшего отношения к династии промышленников Алексеевых, – она была названа так в честь церкви святителя Алексия, митрополита Московского. Вскоре рядом с особняком Алексеевых заработала фабрика, ставшая самой крупной в стране по выпуску золотоканительных изделий. В 1850-е годы производство расширилось. Несколько фабричных корпусов было построено на соседней Малой Алексеевской улице.

В 1882 году на фабрике появился новый работник – правнук основателя предприятия, большой поклонник драматического искусства, исполнивший свои первые роли на сцене домашнего любительского театра «Алексеевский кружок», Константин Сергеевич Алексеев. В 1885 году многообещающий актер взял себе театральный псевдоним в честь артиста-любителя Маркова, выступавшего под фамилией Станиславский. Несмотря на то, что родители Константина Сергеевича были людьми, тонко чувствующими искусство, молодому человеку какое-то время приходилось скрывать от семьи свою бурную «театральную деятельность». Сергей Алексеев никогда не скрывал своих планов на будущее сына, надеясь на то, что тот продолжит семейное дело. Хотя Константин Сергеевич не представлял своей жизни без театра, он не мог подвести отца. Будущий создатель знаменитой актерской системы, принципам которой следуют во всем мире уже больше 100 лет, оказался еще и талантливым управленцем. В начале 1890-х годов Константин Станиславский затеял масштабную реорганизацию фабрики, для чего объединился с родственной фирмой в Товарищество «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин» и стал его директором-распорядителем. Оснащенная по последнему слову техники фабрика стала одним из лидеров золотоканительного производства. Любопытно, что в 1892 году Станиславский отправился в Европу в качестве эдакого лазутчика, посещая немецкие и французские заводы, чтобы воочию увидеть техническое оснащение фабрик-конкурентов. Вернувшись домой со свежими идеями, он предложил установить алмазные волочильные станки и взять на вооружение гальваническое золочение проволоки. Бизнес-план Станиславского принес свои плоды, и уже в 1900 году «визитная карточка» фабрики – золотая нить – получила Гран-при Всемирной парижской выставки, а Константин Алексеев был награжден почетным дипломом и золотой медалью. В то же самое время, разрываясь между двух огней, Станиславский раскрывал свой талант в другом амплуа, - в качестве режиссера и актера, блистая в роли Отелло, Мальволио и Акосты. В 1898 году на пару с режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко он основал театр своей мечты, Художественно-общедоступный театр (с 1901 года — МХТ, Московский Художественный театр). Историческая встреча двух корифеев длилась 18 часов и проходила в знаменитом московском ресторане «Славянский базар».

По мере развития производства строились новые корпуса Алексеевской фабрики, определенно ставшей «местом силы» для К.С. Станиславского. Последними были возведены два здания, сохранившиеся до нашего времени: Г-образный корпус во дворе и соединенный с ним главный заводской корпус по красной линии улицы. В здании во дворе, построенном к 1904 г. по проекту инженера Тихона Алексеенко-Сербина, расположился театр завода. Строительство обошлось в немалую по тем временам сумму – 50 000 рублей. Здание было оборудовано электрическим освещением и вентиляцией. Зрительный зал был первоначально рассчитан на 250 мест, однако спектакли пользовались популярностью не только среди фабричных рабочих, так что зал был расширен более чем вдвое. Труппа перестала существовать в 1909 году, и в здание театра переехали кабельные мастерские.

Эти здания – достойный образец промышленной архитектуры начала ХХ века, особенно главный корпус с цельным, протяженным фасадом, повторяющим изгиб улицы. «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», – утверждал К.С. Станиславский. Неудивительно, что при его золотоканительной фабрике был тоже создан театр с труппой из рабочих, которой, как водится, руководил сам мэтр. В 1890-е годы на базе золотоканительной фабрики были созданы два завода – меднопрокатный и кабельный, для которых в 1912 году было выстроено специальное здание.

Константин Сергеевич продолжал заниматься правлением золотоканительной фабрики до революции. После 1917 года завод был национализирован и получил название, полностью соответствующее духу своего времени, «Электропровод».

Реконструкция заводского комплекса и реставрация исторических зданий

В турбулентные 1990-е годы производство было прекращено. С 2007 года здесь функционирует бизнес-центр «Фабрика Станиславского» – атмосферное историческое место. В 2011 году проект реконструкции заводского комплекса, выполненный английским архитектурным бюро, получил престижную премию Королевского института британских архитекторов.

В 2009 – 2011 годах было отреставрировано здание театра. Фасады очистили от грязи и поздних красочных слоев. Чтобы не повредить исторические кирпичи, расчистка проходила вручную и заняла пять месяцев. Фасады переоблицевали с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича. В интерьерах были сохранены и отреставрированы отдельные элементы заводского театра начала XX века. Здание театра стало лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация – 2011» за лучшую организацию и за высокое качество проведенных работ. В театральном корпусе после реставрации разместилась Студия театрального искусства Сергея Женовача. 

Деловой квартал, расположенный в шаговой доступности от метро Таганская и Марксистская, стал центром притяжения не только для любителей истории, но и для неутомимых городских романтиков. Ведь помимо кафе, банков и магазинов, каждую весну здесь расцветает чудесный вишневый сад, словно «высвечивая» связь веков и поколений, напоминая о временах, когда основатель МХТ ставил на легендарной сцене последнюю чеховскую «комедию».

Автор статьи: Мария Подъяпольская
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Николоямская улица
icon
Само название слободы и улицы связано с церковью Николы на Ямах, т.е. на почтовой станции
Николоямская улица
МарксистскаяПлощадь ИльичаРимскаяТаганская (кольцевая)Таганская (радиальная)
Галерея «Здесь на Таганке»
icon
г. Москва, ул. Таганская, д. 31/22
Марксистская
Работный дом, где выступал В.И.Ленин
icon
Традиционное наименование памятника – «Работный дом», т.е. заведение, сочетавшее функции исправительного и благотворительного учреждения. Оно давало неимущим средства к выживанию, но препятствовало бродяжничеству и нищенству. Систему работных домов стала развивать в России Екатерина II, и они просуществовали до революции 1917 года.
ЦАО, Товарищеский пер., дом 22
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Таганский детский парк им. Н.Н. Прямикова
icon
Здесь впервые в Москве была применена рекламная неоновая вывеска.
Таганская ул., 15А
Марксистская