Фабрика Станиславского в Москве: история становления и развития
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) родился в семье потомственных фабрикантов и купцов. Его прадеду, Семену Алексееву, сыну ярославского крепостного крестьянина, было 34 года, когда он запустил в Первопрестольной производство золотой и серебряной канители, построив фабрику "волоченного и плащенного золота и серебра" на Якиманке. Предприятие Алексеева приносило семье солидный доход. Тончайшая металлическая нить стала особенно востребованной во времена правления Екатерины Великой, когда представители правящей аристократии стали носить одежду, расшитую золотом и серебром. Благодаря золотоканительному производству Алексеева, все, что блестело, при ближайшем рассмотрении действительно оказывалось золотом, что особенно ценилось во время пышных царских приемов. Роскошные дамские наряды притягивали взоры, но и мужской парадный мундир не был обделен вниманием, - его украшали драгоценные нити, изготовленные на Алексеевской фабрике. Золотыми нитями были расшиты и облачения православных священнослужителей.
Во время московского пожара 1812 года фабрика сгорела. В 1816 году Алексеевы переехали в восточную часть города, и приобрели участок земли с домом на Большой Алексеевской улице (ныне ул. Александра Солженицына). При этом название улицы, как можно было бы предположить, не имело ни малейшего отношения к династии промышленников Алексеевых, – она была названа так в честь церкви святителя Алексия, митрополита Московского. Вскоре рядом с особняком Алексеевых заработала фабрика, ставшая самой крупной в стране по выпуску золотоканительных изделий. В 1850-е годы производство расширилось. Несколько фабричных корпусов было построено на соседней Малой Алексеевской улице.
В 1882 году на фабрике появился новый работник – правнук основателя предприятия, большой поклонник драматического искусства, исполнивший свои первые роли на сцене домашнего любительского театра «Алексеевский кружок», Константин Сергеевич Алексеев. В 1885 году многообещающий актер взял себе театральный псевдоним в честь артиста-любителя Маркова, выступавшего под фамилией Станиславский. Несмотря на то, что родители Константина Сергеевича были людьми, тонко чувствующими искусство, молодому человеку какое-то время приходилось скрывать от семьи свою бурную «театральную деятельность». Сергей Алексеев никогда не скрывал своих планов на будущее сына, надеясь на то, что тот продолжит семейное дело. Хотя Константин Сергеевич не представлял своей жизни без театра, он не мог подвести отца. Будущий создатель знаменитой актерской системы, принципам которой следуют во всем мире уже больше 100 лет, оказался еще и талантливым управленцем. В начале 1890-х годов Константин Станиславский затеял масштабную реорганизацию фабрики, для чего объединился с родственной фирмой в Товарищество «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин» и стал его директором-распорядителем. Оснащенная по последнему слову техники фабрика стала одним из лидеров золотоканительного производства. Любопытно, что в 1892 году Станиславский отправился в Европу в качестве эдакого лазутчика, посещая немецкие и французские заводы, чтобы воочию увидеть техническое оснащение фабрик-конкурентов. Вернувшись домой со свежими идеями, он предложил установить алмазные волочильные станки и взять на вооружение гальваническое золочение проволоки. Бизнес-план Станиславского принес свои плоды, и уже в 1900 году «визитная карточка» фабрики – золотая нить – получила Гран-при Всемирной парижской выставки, а Константин Алексеев был награжден почетным дипломом и золотой медалью. В то же самое время, разрываясь между двух огней, Станиславский раскрывал свой талант в другом амплуа, - в качестве режиссера и актера, блистая в роли Отелло, Мальволио и Акосты. В 1898 году на пару с режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко он основал театр своей мечты, Художественно-общедоступный театр (с 1901 года — МХТ, Московский Художественный театр). Историческая встреча двух корифеев длилась 18 часов и проходила в знаменитом московском ресторане «Славянский базар».
По мере развития производства строились новые корпуса Алексеевской фабрики, определенно ставшей «местом силы» для К.С. Станиславского. Последними были возведены два здания, сохранившиеся до нашего времени: Г-образный корпус во дворе и соединенный с ним главный заводской корпус по красной линии улицы. В здании во дворе, построенном к 1904 г. по проекту инженера Тихона Алексеенко-Сербина, расположился театр завода. Строительство обошлось в немалую по тем временам сумму – 50 000 рублей. Здание было оборудовано электрическим освещением и вентиляцией. Зрительный зал был первоначально рассчитан на 250 мест, однако спектакли пользовались популярностью не только среди фабричных рабочих, так что зал был расширен более чем вдвое. Труппа перестала существовать в 1909 году, и в здание театра переехали кабельные мастерские.
Эти здания – достойный образец промышленной архитектуры начала ХХ века, особенно главный корпус с цельным, протяженным фасадом, повторяющим изгиб улицы. «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», – утверждал К.С. Станиславский. Неудивительно, что при его золотоканительной фабрике был тоже создан театр с труппой из рабочих, которой, как водится, руководил сам мэтр. В 1890-е годы на базе золотоканительной фабрики были созданы два завода – меднопрокатный и кабельный, для которых в 1912 году было выстроено специальное здание.
Константин Сергеевич продолжал заниматься правлением золотоканительной фабрики до революции. После 1917 года завод был национализирован и получил название, полностью соответствующее духу своего времени, «Электропровод».