Информация о здании
Воротников переулок между Тверской и Малой Дмитровкой параллельно Садовой-Триумфальной – напоминание о том, что до середины XVII в. здесь располагалась слобода воротников – сторожей московских крепостных ворот (Кремля, Китай-города, Белого города). В середине XVII в. слобода была переведена за Земляной город (Садовое кольцо) с образованием Новой слободы (вокруг храма Св. Пимена Великого рядом с метро «Новослободская»).
До середины XIX в. переулок занимали городские усадьбы, которые после Отечественной войны 1812 г. получили доходное использование и сдавались внаем. Это в какой-то степени предопределило связь переулка с памятью о выдающихся деятелях русской культуры. Часть усадьбы на месте домов №№ 10 - 12 снимал в 1830-е гг. П.В.Нащекин, которого в этой усадьбе посещали А.С.Пушкин и К.П.Брюллов, позднее в этой усадьбе жил М.С.Щепкин.
В конце XIX и начале XX вв. переулок в основном заняли крупные доходные дома.
Традиция укрупнения застройки переулка была продолжена в советский период.
Исторически центром слободы воротников был храм Св. Пимена Великого, в Воротниковском переулке занимавший территорию домов №№ 5 и 7. Последнее обновление этого храма было выполнено в 1848 г. под руководством А.Г.Григорьева в формах московского послепожарного ампира.
В 1927 – 1932 гг. территория храма была частично занята комплексом домов для кооператива «Труженик искусства», организованного при участии наркома просвещения А.В.Луначарского.
Автором комплекса стал архитектор В.С.Кузнецов, учившийся 1890-е гг. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и успевший выступить в 1900-е гг. в качестве автора нескольких доходных домов.
Здания комплекса кооператива «Труженик искусства» выстроены в традициях жилого строительства московского конструктивизма и системы московских рабочих городков 1920-х гг., по которой целые кварталы одновременно застраивались по единому генплану. Одной из особенностей комплекса кооператива «Труженик искусства» стало экспериментальное использование нового материала массового строительства - пустотелых шлакобетонных блоков. Здания представляют собой крупные объемы, различающиеся этажностью и конфигурацией плана, общую статичность объемов оживляют вынесенные балконы. Своеобразие комплекса заключается в том, что он предназначался для выдающихся деятелей русской и советской культуры, едва ли не каждая квартира для которых прорабатывалась индивидуально.
В зданиях проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.