Информация о здании
Это здание на Большой Дмитровке с дореволюционных пор почти что не менялось. Не в архитектурном смысле, в XX веке не обошлось без реконструкции и надстроек. Просто даже теперь нельзя здесь увидеть безвкусные рекламные вывески и вызывающе яркие витрины. И есть то, что имелось раньше во всех приличных домах, — защищающая парадный двор ограда, которая запирается на ночь.
26 декабря 1904 года здесь отпраздновал свое новоселье литературно-художественный кружок. На открытие специально приехала актриса Вера Комиссаржевская. До этого кружок (с 1899 года) заседал по соседству, в доме № 10. Однако в 1904 году пришлось переезжать. Новое пристанище предоставил купец Борис Востряков. Именно он в 1860-х приобрел бывший дворец молдавского князя Александра Маврокордато, выстроенный в 1824 году. Правда, князь был не единственным владельцем, после него особняк принадлежал московскому генерал-губернатору Дмитрию Владимировичу Голицыну, скончавшемуся в 1844 году. При нем и его матушке — знаменитой «усатой княгине» Наталье Петровне (ставшей прототипом «Пиковой дамы»), дом, стоявший в глубине сада, уже перестраивался и надстраивался.
Семейство Востряковых эту «традицию» с удовольствием подхватило. Известны перестройки 1880-х, 1890-х годов, в них отметился даже Федор Осипович Шехтель. Сам Востряков известен больше тем, что дал пристанище Литературному кружку, содержал картинную галерею и сдавал корпуса владения, специально для того построенные под жилье. Николай Телешов писал, что главный расцвет кружка случился именно на Большой Дмитровке. «Здесь с течением времени была собрана содержательная и большая библиотека, со множеством автографов знаменитых и известных людей. Картины лучших русских современных художников и живописные портреты украшали многочисленные комнаты. В залах устраивались выставки, концерты, спектакли, балы, а также дебаты по вопросам искусства, общественности и политики. Почти все общественные организации Москвы, у которых не было своего помещения,— а таковых было множество,— получали приют в кружке для своих заседаний и собраний, всегда без отказа и без всякой платы. Здесь же обычно справлялись торжественные юбилеи и давались банкеты заезжим знаменитостям. Почетным гостем кружка был, между прочим, Эмиль Верхарн в 1913 году. С эстрады в мраморном зале он читал свои стихотворения.
Незанятых вечеров в кружке почти не бывало, но особенно наполнялся он по субботам. Иной раз в один и тот же вечер — в одной комнате происходит отчетное собрание какого-нибудь просветительного общества, в другой идет горячая схватка реалистов с декадентами, в третьей рассматривается проект закона о печати, поданный в Государственную думу, или составляется группою лиц записка об авторском праве».
Самым знаменитым обществом кружка была «Свободная эстетика» под руководством Валерия Брюсова. Тут заседали символисты. Ильф и Петров в первой редакции «Двенадцати стульев» писали о событиях 1913 года: «Вечером в обществе "Свободной эстетики" торжество чествования поэта (Бальмонта) было омрачено выступлением неофутуриста Маяковского, допытывавшегося у прославленного барда, "не удивляет ли его то, что все приветствия исходят от лиц, ему близко знакомых". Шиканье и свистки покрыли речь неофутуриста».
Собственно, так оно и было. Заседания начинались часов в десять вечера, оканчивались скандалами — и все расходились весьма довольные.
К 1917 году кружок насчитывал 300 участников, в 1918-м здесь выступил В.И. Ленин с краткой речью о годовщине революции, а в 1920-м кружок закрылся. В особняке располагались МК РКП(б), редакции газет «Вечерняя Москва», издательство «Московский рабочий». Ну, а в 1926-1927 годах здание было надстроено и заново оформлено.
Сейчас здесь располагается Генеральная Прокуратура РФ, а само здание является объектом культурного наследия регионального значения.