Информация о здании
Эта часть Мясницкой в конце XVIII века принадлежала Юшковым, в честь этой фамилии был назван соседний переулок (ныне Бобров). И.И. Юшков (ум. в 1781 г.) служил в разные годы главным судьей судного приказа, президентом камер-коллегии, московским гражданским губернатором. Возможно, И.И. Юшков сделал заказ на строительство дома, но происходило оно уже при жизни его сына — А.И. Юшкова (1773-после 1835), генерал-лейтенанта, командира пехотной дивизии, участника Бородинского сражения. Для него в 1783-1805 гг. архитектором В.И. Баженовым был выстроен каменный двухъярусный дворец с ротондой на углу, вошедший в историю архитектуры под названием «Юшков дом» и к началу XX в. претерпевший многократные перестройки.
И.Н. Снегирев, биограф Баженова, предполагает: «По-видимому, между архитектором и заказчиком существовала, помимо деловых отношений, личная приязнь». По легендам, в доме проходили собрания масонской ложи: сам Юшков, вероятно, был масоном, что отразилось в архитектурном решении дома — ротонда была, по-видимому, заранее отведенным местом для масонских собраний и ритуалов. В XIX веке дом принадлежал Дмитриевым-Мамоновым, большинство членов этого семейства на протяжении XVIII-XIX вв. были масонами.
С архитектурной точки зрения Юшков дом был новым словом в московской застройке: «Возможно, именно здесь впервые в Москве осуществлена ставшая столь характерной для этой эпохи композиция крупного городского дома с ротондой на углу квартала и симметричными крыльями, примыкающими к ней по красным линиям обеих улиц <…>. Среди этих зданий Юшков дом выделялся прежде всего особой монументальностью и красотой крупной, но легкой ионической колоннады» (Памятники архитектуры Москвы: Белый город).
В 1844 году Юшков дом, несколько лет пустовавший, был куплен Московским Художественным обществом, впоследствии переименованным в Училище живописи, ваяния и зодчества. Многие выпускники Училища стали выдающимися художниками и скульпторами: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, И.И. Левитан, К.С. Петров-Водкин, С.А. и К.А. Коровины. Многие из них становились впоследствии преподавателями Училища. Здесь также преподавали В.Д. Поленов, В.А. Серов, Л.О. Пастернак (отец Бориса Пастернака), который много лет вместе с А.Е. Архиповым вел натурный класс. Училище отличалось своим демократизмом. В нем значительно раньше и решительнее, чем в консервативной Академии Художеств, получил развитие «бытовой жанр», укрепился реализм в работах с натуры, поощрялся свободный выбор сюжетов учащимися, стали вводиться курсы общеобразовательных наук. И социальный состав обучающихся в Москве был намного демократичнее обучающихся в Петербурге.
Здание на Мясницкой прочно связано с именем Бориса Пастернака. Здесь семья Пастернаков прожила 16 лет. Борис Пастернак вспоминал о доме: «Главное здание, старинное и красивое, было во многих отношениях замечательно. Пожар двенадцатого года пощадил его. Веком раньше, при Екатерине, дом давал тайное убежище масонской ложе. Боковое закругление на углу Мясницкой и Юшкова переулка заключало полукруглый балкон с колоннами. Вместительная площадка балкона нишею входила в стену и сообщалось с актовым залом Училища. С балкона было видно насквозь продолжение Мясницкой, убегавшей вдаль, к вокзалам».
Каждую весну в залах Училища открывались Передвижные выставки. На одной из передвижных выставок произошла знаменательная встреча Л.О. Пастернака с Л.Н. Толстым, которая положила начало их дружбе и сотрудничеству. В последующие годы Л.О. Пастернак иллюстрировал романы «Война и мир» и «Воскресение», а также писал портреты членов семьи Толстого.
На рубеже XX века здания Училища перестраивались, были снесены дворовые флигели и сараи, выкорчеван сад. Флигель, где обитали Пастернаки, тоже решили снести. «Зимой нам оборудовали новую квартиру из двух или трех классных комнат и аудиторий в главном здании. Мы в нее перебрались в 1901 году», — вспоминал Б. Пастернак в «Людях и положениях». В новой квартире семья Пастернаков прожила до 1911 года.
В 1918 г. на базе Училища был организован ВХУТЕМАС, где в свое время обучались В. Маяковский, Кукрыниксы. В 1927 г. ВХУТЕМАС преобразован во ВХУТЕИН, закрытый в 1930 году. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова).
С 1935 года в помещениях на Мясницкой, 21 размещались различные организации и конторы, а в 1989 году И.С.Глазунов основал в этом доме «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества». Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Отзывы