Дом Веденеева

Дом Веденеева

ЦАО, Тверская-Ямская 2-я ул., дом 2
В этом доме 10 февраля 1890 года родился поэт Борис Пастернак.
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
1831, 1876
Назначение постройки
Жилой дом

Информация о здании

На углу Тверских-Ямских и Оружейного переулка стоит дом – характерный представитель архитектуры московского жилого доходного дома. Трехэтажное каменное здание на подвальном этаже (1831 г. – двухэтажный прямоугольный объем, к 1876 г. – надстройка третьим этажом), в одиннадцать осей, с центральным ризалитом в пять окон.

С начала XIX века и до 1888 года владение принадлежало ямщику Тверской-Ямской слободы Е. Кокорину и его наследникам: сыну Егору и внучке - жене потомственного почетного гражданина Надежде Егоровне Морозовой. В 1888 году новым владельцем стал Иван Венедиктович Веденеев (1829-?). Купец 2-ой гильдии, выходец из крестьян, он занимался строительными подрядами и имел в том же доме столярную мастерскую. С осени 1889 года до весны 1891 года в доме жила семья художника Л.О. Пастернака, и здесь 10 февраля 1890 года родился поэт Б.Л. Пастернак.

Его родители поженились в Москве 14 февраля 1889 года. Оба были выходцами из Одессы, оба к моменту свадьбы достигли определенной известности. Р.И. Кауфман-Пастернак с успехом выступала в концертах и была профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества, где преподавала игру на фортепиано. Отец, Леонид Осипович Пастернак, выпускник юридического факультета Одесского университета, закончил королевскую Мюнхенскую академию художеств и уже стал известен своей первой картиной «Вести с родины», которую П.М. Третьяков приобрел для своей коллекции, не дожидаясь, когда она будет завершена и выставлена на очередной Передвижной выставке.

Пастернаки сняли жилье на втором этаже. Квартира Пастернаков №3 состояла из шести маленьких комнат. По словам Л.О.Пастернака, «в этой квартире — да еще и потом долгое время — материальная нужда и необеспеченность давали себя знать, вечные заботы о завтрашнем дне, о семье и т.д.». Жильцы занялись обзаведением новой мебелью (дубовой и ореховой) и всем необходимым для самостоятельной семейной жизни. Зарабатывая семье на пропитание, Леонид Осипович сотрудничал в различных популярных журналах — московских и одесских («Маяк», «Пчелка», «Оса», «Будильник», «Сверчок», «Свет и тени»), а также в литературно-художественном журнале «Артист». Муж и жена давали уроки рисования и музыки. Здесь же 29 января/10 февраля 1890 г. родился их первенец — Борис. Младший брат поэта впоследствии написал, что с этого времени для родителей началась совсем новая жизнь, «не столько в том смысле, что они объединены теперь общностью семьи, сколько в деятельности каждого из них — в их обособленности, отмеченной теперь на все их будущее: он — художник и глава семьи, она — становится двигателем и душой семьи».

Новорожденному взяли кормилицу Машу. Вероятно, под впечатлением жизни домовладельца Веденеева, хозяина столярной мастерской, убаюкивая новорожденного, Маша напевала: «Вот, ненаглядный мой, подрастешь большой, — папа сами уже работать не будут, артель наймут».

Одним из первых гостей новой семьи стал А.Г. Рубинштейн. 6 и 7 января 1890 г. композитор давал концерты в Москве. В этот приезд он несколько раз заходил к Пастернакам. Леонид Осипович сделал карандашный набросок, на котором Рубинштейн изображен в кресле, укрытый пледом и слушающим музыку.

По прошествии года жизни в доме Веденеева в квартире Пастернаков обнаружилось множество недостатков. Прежде всего она была слишком дорогой для молодой семьи. Несмотря на большое количество комнат (целых шесть), ни одна из них не годилась под мастерскую художника ни по величине, ни по освещению. Все они были маленькими и тесными. Встал вопрос о необходимости поменять жилье.

Осенью 1891 года семья переехала из дома Веденеева на другую квартиру.

В настоящее время дом является объектом культурного наследия регионального значения. В 2002 году собственниками здания – компаниями ЗАО "Тирг" и ООО "Консул М" – самовольно был надстроен мансардный этаж, грубо исказивший исторический облик здания. В 2009 году по иску Мосгорнаследия Арбитражный суд г. Москвы постановил снести мансарду и вернуть зданию первоначальный вид, однако собственники здания оспорили решение. В конечном итоге, судебные инстанции различного уровня поддержали позицию города о незаконности возведённой надстройки.

Работы по демонтажу мансарды были проведены в августе – октябре 2013 года.

Автор статьи: Анна Сергеева-Клятис
Распечатать статью

Интересное рядом (6)

Садовая–Кудринская улица
icon
В XIV в. этой местностью владел князь Серпуховской Владимир Андреевич. Его "болший" двор с церковью находился "на Трех Горах", а главным селом было Кудрино, к которому "тянули" много деревень.
Садовая–Кудринская улица
БаррикаднаяМаяковская
Большая Садовая улица
icon
Большая Садовая улица является частью Садового кольца, опоясывающего Москву по границе Земляного города. Садовое кольцо образовалось в 1816-1823 годах после того, как был срыт земляной вал, а улицы обсажены садами.
Большая Садовая улица
Мастерская Миусского трамвайного депо
icon
Мастерская – самое старинное здание Миусского трамвайного депо. Оно сохранилось от Миусского парка конно-железных дорог и в начале ХХ века было включено в новый комплекс.