Информация о здании
Дом архитектора — это один из способов провозглашения его творческого кредо, творческого лица. В этом отношении особняк Сергея Устиновича Соловьева 1901–1902 гг. постройки уникален. Архитектор и владелец никогда не был приверженцем модерна как стиля и никогда больше не строил особняков. Он строил общественные здания и институты в формах ордерной архитектуры или неорусского стиля. Среди самых известных его построек — кустарный музей в Леонтьевском переулке, главный корпус Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской, Комплекс зданий Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
Дом оформляет угол Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его композиция и декор явно заимствованы из творчества мастеров бельгийского Art Nouveau. Асимметричная композиция завершается викторианским щипцом на крыше. Карнизы крыши вынесены далеко вперед над стенами и поддерживают фигурные кованые кронштейны. На круглых майоликовых тондо под карнизом римскими цифрами в цветах указана дата строительства особняка. Фасады и детали наполнены разными символами и аллегориями.
У входа оскалился лев работы знаменитого скульптора Николая Андреева — царь зверей, традиционный символ силы и мужского начала, непрерывной борьбы, солнечного света, царского сана и победы. Рядом с входным порталом расположена щель почтового ящика в виде летучей мыши. Издавна летучая мышь — символ таинственности. В данном случае она призвана сохранять тайну переписки хозяина.
У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада с М. Ржевского пер., притаились совы. Совы или филины — одни из самых популярных образов у художников и поэтов-символистов, символ мудрости и вечной жизни. На фасаде по Хлебному переулку над большим окном в мастерской расположены четыре майоликовых полукруга — музы четырёх искусств: ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними — Афина Паллада, которая в эпоху модерна сменила Аполлона в деле покровительства искусству. Выше Афины — майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой. Все окна имеют разную форму. Громадное трёхчастное окно гостиной на втором этаже по М. Ржевскому переулку украшено по бокам волютами, а снизу — керамическим «ковром» из зеленых изразцов, сделанным, скорее всего, по эскизу М. Врубеля. На том же фасаде арочное окно лестницы охраняет, как в средневековом замке, химера.
Архитектор Соловьев жил в этом доме до 1912 г., с 1912 по 1917 гг. особняк занимал известный художник-график П.Я. Павлинов.
Некоторые булгаковеды называют удивительный особняк в Хлебном переулке прототипом дома Маргариты из романа «Мастер и Маргарита», добавляя, что, по-видимому, М.А. Булгаков, описывая жилье героини, соединил этот дом с особняком напротив (особняк И.И. Некрасова, арх. Р.И. Клейн). Именно такая вымышленная комбинация дает возможность говорить о ее соответствии описанию в романе: готический особняк в переулке близ Арбата, трехстворчатое окно в фонаре, сад, о котором вспоминает один из жителей переулка: «Сад небольшой, но с большими деревьями, уютный».
После революции особняк занимали разные посольства и диппредставительства. До 2008 г. здесь было посольство Грузии, сейчас располагается Секция интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве.
Отзывы