Информация о здании
Дом этот выходит окнами прямо на Кремль. В одной из квартир новые постояльцы как-то обнаружили толстенные бухгалтерские книги. Из года в год, каждую минуту, в них кто-то прилежно фиксировал время и марку автомобилей, выезжающих из кремлевских стен…
До 1780-х годов квартал, в котором теперь расположен дом в Лебяжьем переулке, оставался за потомками Зотова и Головина. С конца XVIII века владельцы часто менялись и все время перестраивали усадьбу, главный дом которой и теперь стоит по адресу Кремлевская наб., 1/9. В 1868 году благородное имение приобрел губернский секретарь Михаил Андреевич Попов и устроил здесь водочный завод. Владение интенсивно застраивалось — ставились корпуса по Лебяжьему переулку, по направлению к Неглинной улице. Характер застройки понятен — склады, производство. После смерти хозяина фабрики производством некоторое время ведала его вдова, а в 1878 году оно перешло к потомственным гражданам Протопоповым, учредившим «Товарищество водочного завода преемников вдовы Поповой». «Товарищество» просуществовало на Кремлевской набережной до 1908 года.
В 1911 году усадьбу приобрел Петр Гаврилович Солодовников, сын известного промышленника и содержателя театра на Большой Дмитровке Г. Г. Солодовникова. По заказу Петра Гавриловича в 1912 году архитектор С. М. Гончаров перестроил складские помещения в западной части владения (со стороны Ленивки) и по Лебяжьему переулку. Там разместились театр миниатюр на 520 мест и «Электротеатр», то есть синематограф, на 280 мест. Со двора к ним было пристроено помещение для фойе, а перестроенное здание по Кремлевской набережной использовалось как вход в театр и для театральных касс.
Помимо зданий театра перестройке подверглись также и расположенное рядом двухэтажное здание по Лебяжьему переулку, незадолго до того горевшее. В 1912 году тут все тем же архитектором С. М. Гончаровым строится трехэтажный доходный дом, в 1913 году подросший на этаж. Дом с пяти- и шестикомнатными квартирами был оборудован лифтами.
Получившаяся постройка была бы совершенно заурядной, если бы не замечательные керамические панно под самой ее кровлей. С улицы трудно различить подписи под их былинно-батальными сценами, но это цитаты из баллады А. К. Толстого «Боривой»: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча, брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом…»
Всего на доме пять панно. По предположению исследователей В. Петровой, М. В. Нащокиной и С. Величко, рельефные детали самого большого центрального панно с девушкой в окружении морского царства выполнены по отливкам М. А. Врубеля. Кстати, эту же девушку с сережкой можно встретить… в Таганроге. Двухэтажный особняк Шаронова (музей градостроительства и быта, ул. Фрунзе, д. 80). Существует даже предположение, кто именно изображен на панно — балерина Гузикевич, о которой, к сожалению, почти ничего не известно. Но возможно, она работала в театре Солодовникова, и тогда ее изображение могло служить так же и рекламой.
По обеим сторонам центрального панно в соседних аттиках расположены две картины с изображением батальной сцены и подписью: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча. Брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом».
Подлинное авторство панно со стихотворными строками пока установить не удалось. Есть предположение, что это также Врубель.
Отзывы