Дата открытия, История появления
Каждый талантливый архитектор является интерпретатором своего времени. Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее, автор 40 зданий, украшающих исторический центр Москвы, – не исключение.
Девятиэтажный дом №10, построенный в 1912-1913 годах, вошел в городскую историю Москвы как первый жилой небоскреб. Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке держал планку до 1931 года, оставаясь самой высокой постройкой столицы.
История высокорослого дома зародилась весной 1912 года, когда архитектор обратился в городскую управу Москвы с просьбой начать строительство 9-этажного «жилого строения для маленьких квартир». Нирнзее, переехавший в Москву из Варшавы в 1898 году, задумал этот дом как рай для холостяков. До этого, в начале XX века, на месте будущего небоскреба размещалось пять каменных корпусов разной этажности. В 1912 году, когда одно из старых зданий пытались перестроить, оно рухнуло, придавив двух рабочих. Инцидент не смутил амбициозного архитектора Нирнзее, который выкупил участок для строительства концептуально нового дома.
По замыслу Нирнзее в доме с четырьмя шахтами лифта были спроектированы малогабаритные квартиры без кухонь, зато с высокими потолками. Предполагалось, что жильцами станут «белые воротнички», которые с помощью полового, дежурящего на каждом этаже здания, будут заказывать еду из близлежащих ресторанов. До революции в доме Нирнзее проживало порядка 700 человек.
Настоящим «местом силы» дома Нирнзее долгое время оставалась огромная крыша, которую в своей поэме «Пятый Интернационал» воспел Владимир Маяковский.
Помните,
дом Нирензее стоял,
над лачугами
крышищу взвеивая?
Так вот:
теперь
под гигантами грибочком
эта самая крыша
Нирензеевая.
В 1929 году Михаил Афанасьевич Булгаков встретил в доме Нирнзее свою будущую жену, Елену Сергеевну Шиловскую, ставшую прообразом Маргариты в культовом романе.
Он описал крышу дома в своем рассказе-фельетоне «Сорок-сороков», написанном в 1923 году. «На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка — верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков. Апрельский ветер дул на платформы крыши, на ней было пусто, как пусто на душе».
Из-за своего «роста» «Дом Нирнзее», сочетающий в себе черты модерна, конструктивизма и неоклассицизма, получил прозвище «тучереза». Фасад дома украшало керамическое панно с лебедями по эскизу Александра Головина.
В 1915 году в подвале дома открылся легендарный театр-кабаре «Летучая мышь» знаменитого конферансье Никиты Балиева. Занавес, а также само помещение, вмещавшее несколько сотен зрителей, расписал театральный художник Сергей Судейкин. В 1924 году в подвале начинал свою деятельность Московский театр сатиры. Среди «резидентов» также был Малый, и даже цыганский театр «Ромэн». Вот уже 65 лет, с 1958 года, здесь прописан ГИТИС. По сей день в легендарном доме Нирнзее ставятся спектакли с участием студентов Российского института театрального искусства. В 2019 году театр, располагающийся в историческом здании, открылся после реконструкции: восстановили оригинальный дореволюционный интерьер, обновили зрительный зал.
Нирнзее продал дом петербургскому банкиру Дмитрию Рубинштейну в связи с началом Первой мировой. После революции дом национализировали, в одночасье превратив в 4-й Дом Моссовета. Здесь поселились партийные работники, высокопоставленные служащие учреждений. Среди жильцов, в частности, был один из соратников Ленина Лев Каменев, комиссар почты и телеграфа Москвы Вадим Подбельский, директор московского 1-го Государственного автомобильного завода Иван Лихачев, а также прокурор СССР Андрей Вышинский, который занимал сразу две квартиры.
В разное время в доме также располагались редакции профильных журналов, таких как: «Литературная учёба», «Советский писатель», «Вопросы литературы».
Знаменитая «нирензеевая крыша» стала площадкой для съемок эпизодов «Служебного романа» Эльдара Рязанова, «Курьера» Карена Шахназарова, здесь была снята финальная сцена драмы Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В 1982 году здесь снимали картину Саввы Кулиша «Сказки… сказки… сказки старого Арбата», по мотивам одноименной пьесы Алексея Арбузова.
«Дом Нирнзее» – не только объект культурного наследия регионального значения, но и жилой дом с двумя подъездами, большой историей и едва ли не лучшим видом на Москву.