Информация о здании
Особое место в архитектуре Москвы занимает 1-й Дом Совнаркома и ВЦИК — знаменитый «Дом на набережной». Он, расположенный прямо напротив Кремля, как символ мрачной предвоенной эпохи стал «главным героем» одноименного романа Юрия Трифонова. Этот жилой дом стал уникальным комплексом. 505 квартир, с новейшим для тех лет оборудованием, были заселены новой советской элитой — генералами, наркомами, деятелями культуры. Квартиры были служебными и многие из них не раз сменили жильцов, обыкновенно не по их собственной воле. Их непростой судьбе посвящен мемориальный музей, разместившийся в квартире №1. Была построена целая система обслуживания жителей: большой зрительный зал-клуб на 1200 мест, спортзал и крытые теннисные корты, кинотеатр, магазин-распределитель, амбулатория, почта, ясли, детский сад, солярий, библиотека, столовая, прачечная, обширные подвалы, где были устроены снеготаялка и мусоросжигательные печи.
Архитектура этого комплекса, сделанного по проекту Бориса Иофана при участии его старшего брата Дмитрия, стала предвосхищением монументального стиля середины 1930-х годов, несмотря на то, что он проектировался и строился еще во время моды на функциональность и простоту.
У архитекторов было стремление заполнить без остатка не только весь солидный участок, но и создать монументальный объём. Разновысотные секции (до 11 этажей) образуют систему дворов. Уникальная архитектурная выразительность «Дома на набережной» основана на сочетании однотипных жилых секций со сложным общим силуэтом корпусов, окружающих дворы-колодцы. Симметрия речного фасада делает его более значительным, чем остальные, а длинный восточный фасад замыкает ансамбль Болотной площади и оформляет проезд с Большого Каменного моста на юг столицы.
Пристроенный с юга кинотеатр «Ударник» был открыт в том же 1931 году, что и заселен дом.
«Ударник» стал первым кинотеатром, созданным специально для звукового кино. Поэтому он несколько десятилетий носил неофициальный титул главного кинотеатра страны.
Отзывы