История и Владельцы
Дом в Знаменском переулке имеет долгую историю.
В его основе – большие каменные палаты со сводами в первом и втором этажах, построенные не позже 1740-х годов в усадьбе, принадлежавшей тогда князьям Шаховским. Палаты поставлены с некоторым отступом от «красной линии», главный фасад дома с небольшим ризалитом по центру обращен в переулок.
В конце XVIII века рядом был построен флигель, позже объединенный с домом в единое целое. В это время владельцем усадьбы был поручик Алексей Емельянович Столыпин, пензенский предводитель дворянства, приходившийся прадедом поэту М.Ю. Лермонтову.
В 1805 году, при новом хозяине - обер-прокуроре Святейшего Синода князе Василии Алексеевиче Хованском - дом был перестроен, его главный фасад получил новое оформление в классическом стиле – появился фронтон, белокаменные наличники были срублены, фасад оштукатурен, на уровне второго этажа был устроен балкон.
Хованский недолго владел усадьбой, и уже в 1808 году она была продана надворному советнику князю Ивану Николаевичу Трубецкому, чья семья владела ею вплоть до 1882 года. Дом пострадал во время пожара 1812 года, но был быстро «исправлен починкою». Фасад его приобрел лаконичный облик, характерный для позднего ампира; тимпан фронтона был оформлен лепным декором с изображением герба владельцев усадьбы – князей Трубецких (позже, в середине XIX века, фасад дома был еще раз переделан – таким он и дошел до наших дней). Тогда же, по всей видимости, дом приобрел и свое изысканное внутреннее убранство – сводчатые парадные помещения второго этажа были оформлены росписями и пышной лепниной, один из залов украшен росписями с изображением герба князей Трубецких.
Дом в Знаменском переулке был известен своими балами и приемами, здесь бывал А.С. Пушкин, друживший с князем Николаем Ивановичем, известным библиофилом и коллекционером оружия. После кончины последнего усадьба перешла к вдове его брата княгине Надежде Борисовне Трубецкой, известной благотворительнице. Однако она не имела средств на содержание усадьбы и была вынуждена ее продать (оговорив для себя право жить в усадебном флигеле) – так хозяином дома стал купец Иван Васильевич Щукин.
Вскоре Щукин подарил усадьбу своему сыну Сергею Ивановичу Щукину – будущему знаменитому коллекционеру. В XIX – начале ХХ века многие представители московских купеческих фамилий увлекались собиранием коллекций, и Щукины не были исключением. Но Сергей Иванович Щукин превзошел всех – его вкусы неизменно поражали современников - он одним из первых начал собирать западноевропейских художников, первым привез в Москву импрессионистов – Моне, Писарро, Ренуара, Дега… Обладавший блестящим вкусом и удивительным чутьем на таланты Щукин безошибочно выбирал тех художников, кому суждено было произвести революцию в искусстве. Так Щукин начал собирать Сезанна, Ван Гога, потом Гогена – в то время, когда в России (да и во Франции) еще не понимали и не могли оценить по достоинству это искусство. Посетители его особняка в Знаменском переулке еще только привыкали к Сезанну и Гогену, а Щукин уже шел дальше и вез в Москву работы Матисса, Дерена, Пикассо. Анри Матисс в 1911 году приезжал по приглашению Щукина в Москву и гостил в его особняке (для оформления парадной лестницы Матисс по заказу хозяина написал панно «Танец» и «Музыка»). Весь второй этаж дома был отдан под коллекцию картин – здесь был зал Гогена, зал Матисса, потом появился зал Пикассо.
Всего коллекция современной живописи Щукина насчитывала 256 работ.
В 1914 году он открыл свою галерею для широкой публики и мечтал создать здесь музей новой французской живописи. Но его мечта осуществилась не так, как он хотел - после революции Щукин был вынужден уехать в эмиграцию, а его коллекция была национализирована и в особняке открылся «Первый музей новой западной живописи». Позже собрание Щукина стало составной частью Музея нового западного искусства, который просуществовал до 1948 года. Коллекция была вывезена из особняка в Знаменском переулке в 1928 году.
В его основе – большие каменные палаты со сводами в первом и втором этажах, построенные не позже 1740-х годов в усадьбе, принадлежавшей тогда князьям Шаховским. Палаты поставлены с некоторым отступом от «красной линии», главный фасад дома с небольшим ризалитом по центру обращен в переулок.
В конце XVIII века рядом был построен флигель, позже объединенный с домом в единое целое. В это время владельцем усадьбы был поручик Алексей Емельянович Столыпин, пензенский предводитель дворянства, приходившийся прадедом поэту М.Ю. Лермонтову.
В 1805 году, при новом хозяине - обер-прокуроре Святейшего Синода князе Василии Алексеевиче Хованском - дом был перестроен, его главный фасад получил новое оформление в классическом стиле – появился фронтон, белокаменные наличники были срублены, фасад оштукатурен, на уровне второго этажа был устроен балкон.
Хованский недолго владел усадьбой, и уже в 1808 году она была продана надворному советнику князю Ивану Николаевичу Трубецкому, чья семья владела ею вплоть до 1882 года. Дом пострадал во время пожара 1812 года, но был быстро «исправлен починкою». Фасад его приобрел лаконичный облик, характерный для позднего ампира; тимпан фронтона был оформлен лепным декором с изображением герба владельцев усадьбы – князей Трубецких (позже, в середине XIX века, фасад дома был еще раз переделан – таким он и дошел до наших дней). Тогда же, по всей видимости, дом приобрел и свое изысканное внутреннее убранство – сводчатые парадные помещения второго этажа были оформлены росписями и пышной лепниной, один из залов украшен росписями с изображением герба князей Трубецких.
Дом в Знаменском переулке был известен своими балами и приемами, здесь бывал А.С. Пушкин, друживший с князем Николаем Ивановичем, известным библиофилом и коллекционером оружия. После кончины последнего усадьба перешла к вдове его брата княгине Надежде Борисовне Трубецкой, известной благотворительнице. Однако она не имела средств на содержание усадьбы и была вынуждена ее продать (оговорив для себя право жить в усадебном флигеле) – так хозяином дома стал купец Иван Васильевич Щукин.
Вскоре Щукин подарил усадьбу своему сыну Сергею Ивановичу Щукину – будущему знаменитому коллекционеру. В XIX – начале ХХ века многие представители московских купеческих фамилий увлекались собиранием коллекций, и Щукины не были исключением. Но Сергей Иванович Щукин превзошел всех – его вкусы неизменно поражали современников - он одним из первых начал собирать западноевропейских художников, первым привез в Москву импрессионистов – Моне, Писарро, Ренуара, Дега… Обладавший блестящим вкусом и удивительным чутьем на таланты Щукин безошибочно выбирал тех художников, кому суждено было произвести революцию в искусстве. Так Щукин начал собирать Сезанна, Ван Гога, потом Гогена – в то время, когда в России (да и во Франции) еще не понимали и не могли оценить по достоинству это искусство. Посетители его особняка в Знаменском переулке еще только привыкали к Сезанну и Гогену, а Щукин уже шел дальше и вез в Москву работы Матисса, Дерена, Пикассо. Анри Матисс в 1911 году приезжал по приглашению Щукина в Москву и гостил в его особняке (для оформления парадной лестницы Матисс по заказу хозяина написал панно «Танец» и «Музыка»). Весь второй этаж дома был отдан под коллекцию картин – здесь был зал Гогена, зал Матисса, потом появился зал Пикассо.
Всего коллекция современной живописи Щукина насчитывала 256 работ.
В 1914 году он открыл свою галерею для широкой публики и мечтал создать здесь музей новой французской живописи. Но его мечта осуществилась не так, как он хотел - после революции Щукин был вынужден уехать в эмиграцию, а его коллекция была национализирована и в особняке открылся «Первый музей новой западной живописи». Позже собрание Щукина стало составной частью Музея нового западного искусства, который просуществовал до 1948 года. Коллекция была вывезена из особняка в Знаменском переулке в 1928 году.