Доходный дом И.С. Кальмеера

Доходный дом И.С. Кальмеера

… День-деньской, ночь напролет я влюблена была — В кого? Во что? В тот дом на Поварской.
star-icon
3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
1913-1914
Архитекторы:
В.Е. Дубовский
Назначение постройки
Доходный дом

Информация о здании

Эти стихи Белла Ахмадулина написала о доме, который находится почти в самом начале Поварской улицы – дом № 20 – высокое, красивое 7-этажное здание с мощным неоклассическим фасадом. До революции его называли домом Кальмеера, а последние несколько десятилетий он известен как дом художника Бориса Мессерера, чья мастерская вот уже 40 с лишним лет располагается в мансарде этого дома.

Борис Мессерер – знаменитый театральный художник, декоратор и сценограф, создатель более 100 постановок в Большом театре, «Современнике», МХАТе, театре Сатиры и других. Его мастерская стала настоящим вторым домом для него и его жены поэтессы Беллы Ахмадулиной и легендарным, культовым (хотя тогда еще не было такого слова) местом для советской творческой интеллигенции. Здесь бывали Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Василий Аксенов, Майя Плисецкая и Родион Щедрин и многие другие – одно перечисление знаменитых имен заняло бы не одну страницу. И не только советских – в гостях здесь бывали, например, и легендарные Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, с последним хозяев связывали долгие годы дружбы. Здесь рождался замысел известного самиздатовского альманаха «Метрополь», в создании которого Борис Мессерер и Белла Ахмадулина принимали самое активное участие.

В 1987 году дом стал новой точкой на карте театральной Москвы – после того, как здесь в полуподвале поселился только что образованный театр «Школа драматического искусства», создателем и режиссером которого был Анатолий Васильев. Театр просуществовал в этом здании почти 20 лет, до 2006 года, за это время здесь увидели свет ставшие знаменитыми постановки «Шесть персонажей в поисках автора», «Бесы», «Иосиф и его братья» и другие. С 2006 года здесь размещается театральный проект «Открытая сцена».

Дом на Поварской был построен в 1914 году, автором проекта выступил гражданский инженер Валентин Дубовской, популярный тогда архитектор, построивший множество домов в Москве; для оформления интерьеров был приглашен художник Игнатий Нивинский. Заказчиком был известный до революции адвокат и общественный деятель Иосиф Кальмеер (потом был арестован и расстрелян большевиками), который задумывал этот дом как «дом Искусства», где, как он мечтал, будут жить знаменитые художники и поэты. Дом был выстроен в неоклассическом стиле, господствующем в 1910-х годах – симметрично решенный фасад, оформленный крупным рустом на высоту 1-го и 2-го этажей и мощными рустованными полуколоннами во входной зоне, с четырьмя граненными эркерами и центральным балконом в виде арки на колонках на уровне 6-го этажа, декорированный античным скульптурным фризом между 6-м и 7-м этажами. Во внутреннем убранстве дома, по замыслу хозяина, должны были сочетаться разные художественные стили, начиная от стилей древнего Египта и античной Греции. Большие (более 200 метров) квартиры были богато декорированы – расписные кессонированные потолки, лепнина, мраморные колонны, столь же пышно была оформлена и парадная. Эскизы для росписей потолков и стен были выполнены известным художником Игнатием Нивинским, участвовавшим в создании интерьеров Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С. Пушкина), гостиницы «Метрополь», особняка Тарасова на Спиридоновке, дома князя Щербатова на Новинском бульваре и других. После революции Нивинский прославился как театральный художник, работавший с театром Вахтангова, Малым театром и МХТ, был автором декораций к первой постановке «Принцессы Турандот» 1922 года.


Жильцы нового дома недолго наслаждались своими изысканно оформленными квартирами – в 1918 году дом Кальмеера, как и все частновладельческие дома, был национализирован, почти все обитатели дома выселены, а в больших квартирах устроены коммуналки. Новые жильцы к удивительным интерьерам дома относились с небрежением, росписи закрашивались краской, лепнина сбивалась – в результате такого обращения часть первоначальных интерьеров погибла безвозвратно, однако кое-что уцелело (интерьеры парадной и нескольких квартир), было восстановлено и отреставрировано уже в новейшее время, когда дом был признан объектом культурного наследия.

Автор статьи: Мария Ъ, Мария Подъяпольская
Распечатать статью

Отзывы (1)

Ирина
Ирина
Спасибо

Интересное рядом (10)

Центральный Дом архитектора
icon
Гранатный пер., д. 7, стр. 1.
БаррикаднаяПушкинская
Похищение Прозерпины
icon
Изначально скульптура находилась на территории усадьбы Нарышкиных.
Б. Афанасьевский пер., д. 15 (в коллекции частного музея «Бурганов-центр»)
star-icon
3.3
Главный дом усадьбы Позднякова
icon
Нынешний облик здания возник не сразу, а складывался на протяжении трех строительных периодов, при трех разных хозяевах.
ЦАО, Никитская Б. ул., дом 51, строение 1
audioGuideОткрыть аудиогид
Улица Спиридоновка
icon
Своим названием эта улица в некотором смысле обязана… козам.
Улица Спиридоновка
БаррикаднаяТверская
5
Шолохов М. А.
icon
Гоголевский б-р (напротив д. 10)
Главный дом городской усадьбы (1-я пол. XIX в.)
icon
Здание связано с именами нескольких известных людей: писателя ХVIII века, автора научных работ по теории и практике артиллерии Михаила Данилова; участника Отечественной войны 1812 года генерал-майора Николая Щербатова; декабриста Николая Васильчикова.
ЦАО, Борисоглебский пер., дом 15, строение 3
audioGuideОткрыть аудиогид