Информация о здании
Сухов, автор еще одной сохранившейся постройки в Москве – дома купца И. Матвеева на Введенской площади, всю свою долгую жизнь (он прожил 91 год) и талант архитектора отдал делу охраны культурного наследия. Начав свою реставрационную деятельность еще в 1880-е гг. в Комиссии по изучению и сохранению древних памятников Императорского московского археологического общества, Сухов и в Советской России занимался спасением памятников от разрушения и уничтожения. Он принимал непосредственное участие в реставрации Московского Кремля, стены Китай-города, Воскресенских ворот, церквей Георгия Неокесарийского на Полянке, Покрова на Рву и Иоанна Богослова на Бронной. В военные годы под его руководством проводилась маскировка наиболее ценных архитектурных объектов.
Во втором десятилетии XX в. он строит особняк в стиле неоклассицизма по заказу Ксении Александровны Беллик, жены штабс-ротмистра С. П. Беллика. Сергей Петрович происходил из состоятельной семьи потомственных военных. Его отец ‒ генерал-майор Петр Гаврилович Беллик ‒ был героем Кавказской войны, получившим от Александра II за покорение Кавказа и за умелое «управление чеченскими народами» дарственные земли в районе города Грозного и назначение начальником Чеченского округа. Мать – Марфа Потапьевна Беллик (урожд. Феньева) – впоследствии передала все свое состояние Добровольческой армии и умерла в абсолютной бедности в 1936 г. в возрасте 85 лет в местечке Сен-Лоран-дю-Вар, около Ниццы. Сам Сергей Петрович погиб еще в 1915 г. в Восточной Пруссии в одном из сражений Первой мировой войны.
Дом К. А. Беллик был выстроен в глубине участка. Главный фасад дома оформлен небольшими ризалитами и портиком из четырех пилястр ионического ордера с антаблементом и аттиком, который позднее был утрачен во время надстройки дома третьим этажом. В центре композиции крыльцо с двумя маршами лестниц, ведущих на полукруглую площадку с балюстрадой. С левой стороны фасада располагался полуциркульный эркер, справа бокового фасада – открытая терраса, под которой устроена проездная арка. Она декорирована двумя восьмигранными медальонами с изображениями женской и мужской фигур. Терраса придавала дому облик загородной виллы. Хотя к этому времени Петербургское шоссе начинает застраиваться доходными домами, местность неподалеку от Петровского парка по-прежнему остается преимущественно дачной.
Интерьеры дома были также выдержаны в неоклассической стилистике. Плафон одного из парадных залов представлял собой уменьшенную реплику живописных плафонов Паоло Веронезе в зале коллегий Дворца дожей в Венеции. Плафоны парадной лестницы и залов также имели росписи, лепной декор, в отделке широко использовался искусственный мрамор.
Как сложилась судьба хозяйки усадьбы К. А. Беллик, неизвестно, в то время как родственники ее мужа – мать Марфа Потапьевна и братья Владимир Петрович и Николай Петрович, участники Белого движения, – в 1920-е гг. эмигрировали во Францию, где проживали в Ницце.
В 1944-1945 гг. дом был передан болгарскому коммунисту Георгию Димитрову. После войны и до 1988 г. здесь располагалось болгарское посольство. Затем особняк занимал Культурно-информационный центр Болгарии, который переехал в Библиотеку иностранной литературы им. Рудомино в 2011 г. Пользуясь отсутствием у дома статуса памятника, новый собственник в процессе реконструктивных работ пристроил к открытой террасе и крыльцу дополнительные объемы, исказившие исторический облик особняка. В 1915 г. дом К. А. Беллик был поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.
Во втором десятилетии XX в. он строит особняк в стиле неоклассицизма по заказу Ксении Александровны Беллик, жены штабс-ротмистра С. П. Беллика. Сергей Петрович происходил из состоятельной семьи потомственных военных. Его отец ‒ генерал-майор Петр Гаврилович Беллик ‒ был героем Кавказской войны, получившим от Александра II за покорение Кавказа и за умелое «управление чеченскими народами» дарственные земли в районе города Грозного и назначение начальником Чеченского округа. Мать – Марфа Потапьевна Беллик (урожд. Феньева) – впоследствии передала все свое состояние Добровольческой армии и умерла в абсолютной бедности в 1936 г. в возрасте 85 лет в местечке Сен-Лоран-дю-Вар, около Ниццы. Сам Сергей Петрович погиб еще в 1915 г. в Восточной Пруссии в одном из сражений Первой мировой войны.
Дом К. А. Беллик был выстроен в глубине участка. Главный фасад дома оформлен небольшими ризалитами и портиком из четырех пилястр ионического ордера с антаблементом и аттиком, который позднее был утрачен во время надстройки дома третьим этажом. В центре композиции крыльцо с двумя маршами лестниц, ведущих на полукруглую площадку с балюстрадой. С левой стороны фасада располагался полуциркульный эркер, справа бокового фасада – открытая терраса, под которой устроена проездная арка. Она декорирована двумя восьмигранными медальонами с изображениями женской и мужской фигур. Терраса придавала дому облик загородной виллы. Хотя к этому времени Петербургское шоссе начинает застраиваться доходными домами, местность неподалеку от Петровского парка по-прежнему остается преимущественно дачной.
Интерьеры дома были также выдержаны в неоклассической стилистике. Плафон одного из парадных залов представлял собой уменьшенную реплику живописных плафонов Паоло Веронезе в зале коллегий Дворца дожей в Венеции. Плафоны парадной лестницы и залов также имели росписи, лепной декор, в отделке широко использовался искусственный мрамор.
Как сложилась судьба хозяйки усадьбы К. А. Беллик, неизвестно, в то время как родственники ее мужа – мать Марфа Потапьевна и братья Владимир Петрович и Николай Петрович, участники Белого движения, – в 1920-е гг. эмигрировали во Францию, где проживали в Ницце.
В 1944-1945 гг. дом был передан болгарскому коммунисту Георгию Димитрову. После войны и до 1988 г. здесь располагалось болгарское посольство. Затем особняк занимал Культурно-информационный центр Болгарии, который переехал в Библиотеку иностранной литературы им. Рудомино в 2011 г. Пользуясь отсутствием у дома статуса памятника, новый собственник в процессе реконструктивных работ пристроил к открытой террасе и крыльцу дополнительные объемы, исказившие исторический облик особняка. В 1915 г. дом К. А. Беллик был поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.