Информация о здании
Одноэтажный дом с мезонином и двумя флигелями – один из первенцев послепожарной Москвы. Стилистику здания можно определить, как эклектика. Дом обильно украшен лепниной, которая появилась здесь как дань всеобщей моде по переделке фасадов, охватившей город с середины XIX века. Лепнина была сделана архитектором К. И. Андреевым в 1881 году. После проведенной переделки дома здесь поселяется купеческая семья – некоронованные ситцевые короли – братья Гандурины. Антон, Сергей и Алексей еще в 1880-е организовывают товарищество на паях мануфактур «Антон Михайлович Гандуринъ с Братьями», объединявшее несколько мануфактурных производств в Ивано-Вознесенской губернии.
Товарищество выпускало удивительные ткани, которые пользовались успехом не только в России, но и по всему миру. Вот что писал торговый представитель товарищества Бочаров Антону Михайловичу Гандурину с всемирной выставки в Чикаго (1893 г.): «И не могу умолчать об одном весьма лестном обстоятельстве лично для Вас. Знаете ли, чьи экспонаты по ситцам, выставленные на Колумбовой выставке, заслуживают наибольшего внимания публики и чьими публика больше всего интересуется? Вашими! Если бы я мог продавать товар из Вашей витрины, то в ней давно бы не осталось и самого маленького лоскуточка! Потому что все это есть или свое, или привозное из Европы. Подобного Вашему нет ничего… Публика проходит мимо изящно задрапированных французских витрин с шелками и шерстяными материалами. Ожидали ли Вы, что ваши прелестные сами по себе рисунки, изготовленные для среднеазиатских дикарей, могли понравиться здесь и произвести впечатление».
Старшие братья Антон и Сергей, бывали в нашем городе наездами, а младший – Алексей вплоть до революции жил в Староконюшенном переулке и представлял интересы фирмы в Москве.
После революции в главном доме и двух флигельках бывшей усадьбы были устроены коммунальные квартиры, в которых проживали преимущественно артисты Большого театра. Среди них можно упомянуть Зинаиду Леонтьевну Афанасьеву, Павла Ивановича Румянцева, Миная Германовича Фельтенштейна.