Информация о здании
Владение под номером 650/549, по крайней мере в 1890-е гг., уже принадлежало Зачатьевскому монастырю. В то время это был участок под номером 14. В 1904 г. монастырь решает построить здесь доходный дом и заказывает проект архитектору А. А. Никифорову.
Никифоров родился в Смоленске в 1834 г., его раннее детство пришлось на окончание эпохи ампира. Позже Александр переехал в Петербург и в 1855 г. окончил строительное училище, получив звание гражданского инженера. В начале 1860-х переезжает в Москву и становится архитектором Московского университета. С 1882-го – архитектор Московского учебного округа, вследствие чего спроектировал целый ряд училищных зданий. Служил архитектором при городской Распорядительной думе, Императорском техническом училище и клиническом городке на Девичьем поле. Уже в его работах 1970-х гг. чувствуется увлечение итальянским и французским Ренессансом. В целом Никифоров строит в эклектике и иногда в псевдорусском стиле. В зданиях училищ на Садовой-Черногрязской улице, 4, и Садовой-Кудринской, 9, построенных в 1899-1901 гг., прослеживается явный отсыл к французскому Ренессансу XVI-XVII вв.
Для Зачатьевского монастыря он уже осуществлял ряд работ: в 1890-е гг. выполнил пристройку с Казанским приделом к главному Рождественскому собору, а также расширил паперть самого собора. На момент постройки дома в Большом Палашевском переулке Никифорову было уже 60 лет. Зодчий старой школы, он лишь едва коснулся нового стиля модерн, захватившего московскую архитектуру в начале ХХ в. В некотором смысле этот доходный дом можно назвать вершиной творчества архитектора – тут он вспоминает и про любимый Ренессанс, но и решается на эксперименты, добавляя некоторые детали в стиле модерн. Больше нет известных построек зодчего с элементами этого стиля. Возможно, дом в Большом Палашевском переулке стал последней самостоятельной постройкой архитектора Никифорова. В конце 1900-х гг. архитектор отошел от дел.
Нижняя часть дома достаточно классическая, первый этаж украшен рустованными лопатками и замковыми камнями над окнами. Впрочем, замковые камни разных видов повторяются вплоть до верхнего этажа. Второй и третий этажи имеют полоски из светлой штукатурки на фоне красного кирпича – деталь из североевропейского, в частности датского Ренессанса (там полоски между кирпичами выкладывались камнем). Этот мотив стал популярен в «кирпичном» стиле XIX в. В окнах третьего этажа уже появляются отступления от классических стилей и более современные детали – стильно скругленные верхние углы наличников. Чем выше, тем больше модерна. Верхнее большое окно парадной лестницы имеет форму замочной скважины ‒ распространенная деталь стиля модерн. По краям центрального ризалита, по бокам от подъездных окон, сверху свисают две «ленты», каждая из которых украшена тремя вертикальными полосками (характерный мотив венского модерна). Почти такие же ленты в уменьшенном виде задают ритм между окнами верхнего этажа.
Дом асимметричен, справа к симметричным четырем окнам прибавляется ширина проездной арки. Над аркой акцент с элементами модерна, похожий на декор центрального ризалита. Наиболее эффектно оформление верхнего этажа с абрисами криволинейной, почти круглой формы, «обнимающей» правое верхнее окно.
Из декора фасада утрачены: форма портала проездной арки с лучковым завершением и ажурные металлические ворота в самой арке. Не сохранились также деревянная дверь парадного подъезда и металлический козырек с ажурными кронштейнами. Обе детали имели явные признаки стиля модерн, причем подлинная дверь еще оставалась в 1980-е гг. Помимо всего прочего, фасад имел неокрашенную краснокирпичную кладку, что смотрелось гораздо эффектнее и вызывало больше ассоциаций с вдохновившим зодчего Ренессансом. Подлинные деревянные рамы подъездных окон сохранились.
В 1920-е гг. на доме появилась табличка, информирующая о событиях революции 1905 г., происходивших в этом доме. Здесь проходило заседание конференции 29 железных дорог, вынесшее в ночь на 6 декабря 1905 г. постановление об объявлении всероссийской железнодорожной забастовки.
В настоящее время дом остается жилым.