Информация о здании
Этот район Москвы издавна населяли купцы, мещане и почетные граждане города. В 1855 г. участок, принадлежащий жене ротмистра Е.С. Куколь-Ямпольской на углу Б. Полянки и 2-Спасоналивковского переулка, покупает А. Тропинин для своего отца – знаменитого художника Василия Андреевича Тропинина. Художник переезжает на Полянку после смерти жены. Здесь он прожил до своей смерти в мае 1857 г. Внучка художника вспоминает уютный фруктовый сад рядом с небольшим деревянным домом. Усадьба остается свободному художнику А.В. Тропинину – сыну художника.
В начале ХХ в. бывшем доме Тропининых проживал купец З.В. Ерохин, которому принадлежал дом Бронзы и Мраморное заведение по этому адресу. Он продает свой участок М.М. Малышеву. К 1914 г. Малышев скупает все соседние с домом небольшие участки, застроенные одноэтажными домами с фруктовыми садами и служебными постройками.
В 1915 г. на их месте вырастает, огромный по тем временам, доходный дом. Архитектор Г.А. Гельрих спланировал дом-крепость с гранеными эркерами, выделяющимися по трем фасадам здания. Два крыла дома уходят в Спасоналивковские переулки, углы здания разные: граненый и полукруглый. Два первых этажа выделены рустом и перекликаются с соседним зданием бывшего Учительского института. Сочетания прямоугольных и скругленных окон с разным обрамлением делает здание динамичным и интересным.
В 1932 г. две комнаты в квартире № 57 получил художник-авангардист Л.А. Бруни. Здесь он жил со своей женой Е.К. Бальмонт – дочерью поэта К. Бальмонта. В гостях у художника бывали А. Ахматова, А. Тарковский, О. Мандельштам. Кисти Л. Бруни принадлежат дореволюционный портрет Мандельштама, а также большой акварельный портрет Бальмонта – «голубой портрет».
Также в гостях у брата бывал поэт, священник Н. Бруни. В церкви Николы на Песках, где служил Н. Бруни, проходила в 1921 г. панихида литераторов о Блоке. Бруни начал ее стихами:
Помяни за раннею обедней
Мила друга, Светлая Жена.
Сейчас дом продолжает быть жилым. Первый этаж занят магазинами и кафе.