Доходный дом И. Ф. Нейштадт

Доходный дом И. Ф. Нейштадт

улица Большая Ордынка, 9/4с2
ТретьяковскаяНовокузнецкая
(1913—1916, архитектор К. А. Дулин) по Черниговскому переулку
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
1913 – 1916
Архитекторы:
К.А. Дулин
Назначение постройки
Доходный дом

Дата открытия, История появления

Там, где на Пятницкой стоит колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, налево отходит Черниговский переулок, в глубине которого виднеется прекрасное розовое здание (д.4) - это доходный дом И.Ф. Нейштадта, выполненный в неоклассическом стиле архитектором К.А. Дулиным в 1913 – 1916 годах. Хозяин был известным купцом, потомком переселенцев из Познани. Он занимался пошивом одежды и создал товарищество «Дом И.Ф. Нейштадт и Ко» в посёлке Белоомут Луховицкого района Московской области.

В 1913 году он приглашает одного из лучших архитекторов московского модерна Дулина, чтобы построить ансамбль доходных домов на Большой Ордынке и в Черниговском переулке. В начале XX века Дулин уже имел опыт проектирования доходных домов (А. Шахова на Большой Молчановке и братьев Н.А. и В.А. Штромов на Малой Полянке). Но его работу в Черниговском переулке можно назвать самой лучшей на то время и одной из лучших вообще. В данном случае интересы мастера и заказчика полностью совпали.

Описание

Здание расположено за первым изгибом Черниговского переулка, если идти от Большой Ордынки. Это значит, идущий сначала не видит доходный дом И.Ф. Нейштадта, и, только когда он заворачивает за поворот, перед ним открывается чудесное зрелище. Сказать, что это здание нарядное, – это ничего не сказать! Парадный фасад дома украшен так, будто выходит он не в двухсотметровый переулок, а на Тверскую улицу. Третий и четвертый этажи объединены изящным коринфским ордером, состоящим из пилястр и трехчастных колонн, которые идеально сочетаются друг с другом. Колонны увенчаны капителями с мягкими завитками.

Особую плавность придают ордерной части фасада небольшие полукруглые эркеры. Над окнами третьего этажа стены украшены барельефными панно с музыкантами в полный рост. Стоит только в очередной раз подивиться вкусу хозяина доходного дома. Одним из родственников Нейштадта был профессиональный музыкант, ученик П.И. Чайковского, да и сам домовладелец любил музыку и устраивал музыкальные вечера.

Не менее изящно ионическое ордерное украшение пятого этажа с шестнадцатью пилястрами и семью крупными полуциркульными окнами. Над белокаменными архивольтами окон помещены барельефные композиции фигур полуобнаженных женщин и мужчин. Это либо древнегреческие боги, слушающие музыку, «доносящуюся» с барельефов нижнего этажа, либо меценаты, покровители искусств, которых изображали в скульптуре мастера эпохи Возрождения. Второй этаж украшен балконом со спаренными дорическими колоннами и пилястрами. Массивные парапеты балконов как будто держат излишне декорированную и перегруженную конструкцию третьего и четвертого этажей. Возникает ощущение четкого членения парадного фасада дома И.Ф. Нейштадта на отдельные ярусы. Венчает этот необычный доходный дом элегантный центральный фронтон.

Архитектор

Как было сказано, Капитолий Аврамович Дулин (1876-1933) был известным архитектором своего времени.

С 1896 по 1900 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), по окончании которого получил Малую серебряную медаль и звание неклассного художника архитектуры. Обучался в Императорской Академии художеств у архитектора В. А. Коссова и с 1898 года служил у него помощником. В 1900—1901 годах работал в строительной конторе «Лазарев и Строттер». С 1901 по 1906 годы являлся главным инженером и заведующим строительным отделом Сормовских заводов в Нижнем Новгороде. Член Московского архитектурного общества с 1905 года.

Автор статьи: Алекандр Качалин
Распечатать статью

Интересное рядом (2)

Парк «Зарядье»
icon
Парк "Зарядье" - новый символ Москвы
ул. Варварка, домовладение 6, строение 1
Красная площадь
icon
Когда вместо деревянных лавок построили двухэтажные каменные лавки, образовавшие три квартала: Верхние, Средние и Нижние торговые ряды, Площадь стали называть Красной, то есть красивой (некоторые историки полагают, что название произошло от «красного», то есть галантерейного, товара, которым здесь торговали).