Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

ЦАО, Колобовский 1-й пер., дом 7/10
Одним из украшений 4-й Тверской-Ямской улицы, не избалованной архитектурными памятниками, является дом 5, построенный в 1911 г. для Е. М. Калиновской по проекту известного московского архитектора Э. К. Нирнзее в стиле поздний модерн.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы постройки:
1911
Архитекторы:
Э.К. Нирнзее
Назначение постройки
Доходный дом

Информация о здании

Одним из украшений 4-й Тверской-Ямской улицы, не избалованной архитектурными памятниками, является дом №5, построенный в 1911 г. для Елены Мирославовны Калиновской по проекту известного московского Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее в стилистике позднего модерна.


Э. Р. Нирнзее – один из наиболее востребованных московских зодчих начала ХХ в., прославившийся строительством многоэтажных жилых домов в центральной части Москвы, включая знаменитый «дом-тучерез» в Большом Гнездниковском переулке.


К сожалению, далеко не всё архитектурное наследие Эрнста Карловича дошло до наших дней. Дом на 4-й Тверской-Ямской улицы – одна из интереснейших работ зодчего.


Боковые эркеры доходного дома Е. М. Калиновской с разными по форме и высоте аттиками придают зданию изящную асимметрию. Архитектурный акцент сделан на верхней части дома. На керамические наличники окон пятого этажа, фланкированные колонками, состоящими из элементов древнерусского зодчества – бочек, сухариков, дынек, и украшенные растительным орнаментом, присели диковинные жар-птицы. Прекрасная работа замечательного художника А. Я. Головина, задуманная изначально как рама для умывальника и выполненная на гончарном заводе «Абрамцево» С. И. Мамонтова. В 1900 г. она была представлена в качестве одного из экспонатов на Всемирной выставке в Париже. За свои художественные произведения Головин получил на этой выставке серебряную медаль ‒ золотая досталась М. А. Врубелю.


На аттиках боковых эркеров выложены узоры из цветной колотой плитки.


Под окнами верхнего этажа правого эркера сохранились майоликовые квадраты из полихромной плитки. Полихромные керамические вставки имеются и в простенках второго этажа центральной части здания. Сохранилась черепичная облицовка карнизов крыши и скатов эркера.


Как отметил глава Департамента культурного наследия города Москвы А. Емельянов: «В ходе исследования была доказана ценность главного фасада, украшенного цветной майоликой с растительными мотивами. Примечательно, что архитектурно-художественное решение фасада полностью сохранилось».


В советские годы при устройстве лифта окна лестничной клетки в центральной части здания были закрыты стеклянной лифтовой шахтой.


В конце 1990-х оказалась заложенной арка, ведущая во двор и располагавшаяся в левой части дома. 


Доходный дом Е. М. Калиновской поставлен на государственную охрану как выявленный объект культурного наследия.

Автор статьи: Алексей Дедушкин
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Некрополь Страстного монастыря
icon
Пушкинская пл., 5
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
Триумфальная площадь
icon

Когда-то на этом месте был земляной вал с оборонительным рвом. Через них на Тверской дороге-тракте для проезда в город прикопали насыпь и поставили охранников-караульщиков. Местность называлась Тверские ворота Земляного города.

Триумфальная площадь
5
Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо
icon
Многие объекты промышленной архитектуры начала ХХ века вызывали ассоциации со средневековыми замками. Так производственные здания вписывались в историческую среду.