Информация о здании
Этот поражающий воображение своей роскошью доходный дом появился на Новой Басманной улице в 1913 году. Для его обслуживания были выстроены отдельные строения. Дом был столь богат, что в советское время даже появилась легенда, что некогда тут располагался ни много ни мало, а целый публичный дом. Впрочем, никаких оснований у этой легенды нет.
Доходный дом Московского Басманного (Ново-Басманного) Товарищества выстроен в 1913 году перед Первой мировой войной архитектором Адольфом Зелигсоном. Адольф Ноевич родился в Варшаве в 1867 году, работал в Лодзи и Париже, с 1907 года жил и проектировал в Москве, где почти сразу стал одним из ведущих архитекторов московского модерна и был даже включен изданием «Россия в ее прошлом и настоящем» в список крупнейших архитекторов России. В 1913 году архитектор Зелигсон работал над четырьмя зданиями (все сохранились), в том числе и над доходным домом на Новой Басманной улице. Он замышлялся владельцами и архитектором как огромный жилой массив и, если бы не война и революция, простирался бы по всему Басманному тупику вплоть до Старой Басманной. Однако и в реализованном объеме дом стал одним из самых больших в Москве. Зелигсон создал величественную псевдоготическую стилизацию, удачно вписав традиционные декоративные мотивы в мощный объем здания. Возможно, что стилизация навеяна книгами Джека Лондона, бывшими в большой моде в начале XX века.
Удивительно, что несмотря на обилие деталей, выписанных с большим тщанием, дом воспринимается как единое цельное произведение. Доходный дом Басманного товарищества являлся самым богатым домом на Новой Басманной улице, и предназначался для очень состоятельных жильцов. В подъездах висели дорогие люстры, квартиры имели индивидуальную планировку и весьма богатую отделку, был предусмотрен даже гараж в одном из дворовых строений. Обращает на себя внимание пристройка к дому, даже сейчас выкрашенная в отличный от всего дома цвет. Это остаток старой усадьбы XVIII века, которая стояла тут до того, как участок был выкуплен Московским Басманным Товариществом у наследников Сергея Дмитриевича Ширяева под застройку. Господский особняк сохранили, и Зелигсон вписал его в объем нового строения. Для обслуживания доходного дома во дворе в 1914 году А.Н. Зелигсоном и Н.Г. Фалеевым были выстроены отдельные строения, которые представляют интерес и сегодня.
Прежде всего, это дом для конторы Доходного дома, напоминающий маленький английский замок. Здесь располагались служебные квартиры управляющих хозяйством. В другом строении располагались квартиры для обслуживающего персонала пониже рангом. С 1921 по 1925 годы здесь жил венгерский писатель Мате Залка. Его первый опубликованный рассказ вышел как раз в 1924 году и был посвящен Гражданской войне в России. С 1935 по 1948 в доме жил и работал поэт-песенник А. И. Фатьянов, автор послевоенных хитов «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». У дома есть и «литературная» история. Именно здесь («доме общества „Великан“») происходят события повести Бориса Акунина «Любовница Смерти». В 1980-е годы квартиры были расселены. По воспоминаниям старожилов, когда осталось лишь несколько квартир с жильцами, в основном весьма преклонного возраста, мусор стали выкидывать прямо в окно и большой двор некогда престижнейшего и богатейшего дома был завален отходами практически по колено. Вслед за этим проведена реконструкция дома, и до 2009 года здесь располагался Арбитражный суд города Москвы.
В настоящее время в здании размещается Департамент информационных технологий г. Москвы.
Доходный дом Московского Басманного (Ново-Басманного) Товарищества выстроен в 1913 году перед Первой мировой войной архитектором Адольфом Зелигсоном. Адольф Ноевич родился в Варшаве в 1867 году, работал в Лодзи и Париже, с 1907 года жил и проектировал в Москве, где почти сразу стал одним из ведущих архитекторов московского модерна и был даже включен изданием «Россия в ее прошлом и настоящем» в список крупнейших архитекторов России. В 1913 году архитектор Зелигсон работал над четырьмя зданиями (все сохранились), в том числе и над доходным домом на Новой Басманной улице. Он замышлялся владельцами и архитектором как огромный жилой массив и, если бы не война и революция, простирался бы по всему Басманному тупику вплоть до Старой Басманной. Однако и в реализованном объеме дом стал одним из самых больших в Москве. Зелигсон создал величественную псевдоготическую стилизацию, удачно вписав традиционные декоративные мотивы в мощный объем здания. Возможно, что стилизация навеяна книгами Джека Лондона, бывшими в большой моде в начале XX века.
Удивительно, что несмотря на обилие деталей, выписанных с большим тщанием, дом воспринимается как единое цельное произведение. Доходный дом Басманного товарищества являлся самым богатым домом на Новой Басманной улице, и предназначался для очень состоятельных жильцов. В подъездах висели дорогие люстры, квартиры имели индивидуальную планировку и весьма богатую отделку, был предусмотрен даже гараж в одном из дворовых строений. Обращает на себя внимание пристройка к дому, даже сейчас выкрашенная в отличный от всего дома цвет. Это остаток старой усадьбы XVIII века, которая стояла тут до того, как участок был выкуплен Московским Басманным Товариществом у наследников Сергея Дмитриевича Ширяева под застройку. Господский особняк сохранили, и Зелигсон вписал его в объем нового строения. Для обслуживания доходного дома во дворе в 1914 году А.Н. Зелигсоном и Н.Г. Фалеевым были выстроены отдельные строения, которые представляют интерес и сегодня.
Прежде всего, это дом для конторы Доходного дома, напоминающий маленький английский замок. Здесь располагались служебные квартиры управляющих хозяйством. В другом строении располагались квартиры для обслуживающего персонала пониже рангом. С 1921 по 1925 годы здесь жил венгерский писатель Мате Залка. Его первый опубликованный рассказ вышел как раз в 1924 году и был посвящен Гражданской войне в России. С 1935 по 1948 в доме жил и работал поэт-песенник А. И. Фатьянов, автор послевоенных хитов «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». У дома есть и «литературная» история. Именно здесь («доме общества „Великан“») происходят события повести Бориса Акунина «Любовница Смерти». В 1980-е годы квартиры были расселены. По воспоминаниям старожилов, когда осталось лишь несколько квартир с жильцами, в основном весьма преклонного возраста, мусор стали выкидывать прямо в окно и большой двор некогда престижнейшего и богатейшего дома был завален отходами практически по колено. Вслед за этим проведена реконструкция дома, и до 2009 года здесь располагался Арбитражный суд города Москвы.
В настоящее время в здании размещается Департамент информационных технологий г. Москвы.
Отзывы