Информация о здании
В 1909 г. супруги Любовь Васильевна и Александр Иванович Шамшин перестраивают купленную недавно усадьбу на Знаменке. Архитектор Н.Н. Благовещенский сделал проект шестиэтажного доходного дома, фасады которого выходили на Знаменку и Староваганьковский переулок. Но А.И. Шамшину декор дома показался скучным и он заказал архитектору Ф.О. Шехтелю новый проект фасада и внутреннего декора. У дома таким образом оказалось два автора — планировка сделана Благовещенским, декор — Шехтелем.
Шехтель акцентировал внимание на угол здания. Два фасада по улице и переулку как будто стянуты угловым эркером с башенкой. Она перекликается с бельведером дома Пашкова, что создает хорошую видовую перспективу. Эркер как будто опирается на колонну, капитель которой декорирована рельефом в виде репейника. Фасад имеет довольно строгий декор без излишеств. Его ритм разнообразят вертикальные эркеры. Разная отделка оттеняет горизонтальные акценты: два первых этажа отделаны цементной штукатуркой под камень, остальные четыре этажа — глазурованным кирпичом. Раньше декор был значительно богаче за счет ленточного балкона, опоясывающего весь верхний этаж, перила которого были сделаны в виде мелкой речной волны, почти ряби. Плоскость стены также разнообразили небольшие балкончики средних этажей. Сейчас сохранился только декор подъезда и козырька, входного вестибюля и парадной лестницы. Этот дом одним из первых оснастили новым техническим изобретением — лифтом. Парадный вестибюль до сих пор украшают маски женщин в египетском стиле.
Ограды балконов раньше напоминали продукцию заводов, одним из владельцев которых был Алексей Иванович Шамшин. Он был компаньоном купцов Алексеевых и Вишняковых по новому в России делу — производству кабеля. Как раз незадолго до этого в 1907 г. золотоканительный завод Московского товарищества «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» перешел на производство медного проката и кабеля для слабых токов. Электричество прочно входило в жизнь и быт россиян, и спрос на эту продукцию был огромен.
В 1917 г. заводы национализировали, а дом у хозяев отобрали. Фасад лишился большей части декора. Совсем недавно, в 2000-е гг., владелец, купивший квартиру в пентхаусе, надстроил его посередине еще одним этажом с круглым большим бельведером, что изуродовало дом и исказило видовую перспективу перекличек Пашкова Дома и Дома Шамшина.