Доходные дома Привалова

Доходные дома Привалова

ЦАО, Садовническая ул., дом 9A
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Дом 9 по улице Садовническая сегодня смотрит на нас из-за строительной сетки. Длинный уличный корпус рассечен двумя эркерами над подъездами. Внутри владения стоят еще два корпуса. Это работа архитектора Э.К. Нирнзее. Их пытаются сжечь, затопить и истребить нынешние владельцы участка. Однако крепкая архитектура столетней давности им явно не по зубам.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Эклектика,Модерн
Годы постройки:
1908-1909
Архитекторы:
Э.К. Нирнзее
Назначение постройки
Жилой дом, Доходный дом

Информация о здании

Дом 9 по улице Садовнической сегодня смотрит на нас из-за строительной сетки. Длинный уличный корпус рассечен двумя эркерами над подъездами. Внутри владения стоят еще два корпуса. Это работа архитектора Э.К. Нирнзее. Их пытаются сжечь, затопить и истребить нынешние владельцы участка. Однако крепкая архитектура столетней давности им явно не по зубам.

Владение № 9 было куплено Ефимом Ермиловичем Приваловым с торгов в 1896 году. Оно занимало тогда всю ширину квартала, один его фасад выходил на Садовническую улицу, а другой - на Раушскую набережную Москвы-реки. Разделение участка на два, на северную и южную части, произошло только в 1904 году. Северную, выходящую на реку часть, купили соседи - Общество электрического освещения.

На южной, приваловской части, вдоль Садовнической улицы стоял длинный двухэтажный дом 1-й половины XIX века в 18 окон. Это был скромный по отделке, рядовой для классической Москвы дом. Незадолго до разделения участка, в 1903 году, Привалов подаёт прошение о разрешении ему надстроить существующий дом на три этажа. При этом от старого дома оставались только капитальные стены. Старые окна закладывались, а новые, большие, пробивались в других местах. Оформление фасада тоже делалось заново. Полностью менялась и планировка: от старого здания не осталось ничего, кроме части капитальных стен первых двух этажей. В результате получился пятиэтажный доходный дом, протяжённый фасад которого разделён двумя эркерами высотой от второго этажа до пятого. В эркерах - лестницы. Чтобы сильнее выделить лестницы и дать на них больше света, применено вертикальное остекление, окна охватывают несколько этажей сразу. До сих пор дом сохранял уникальную аутентичную расстекловку эркеров выпуклым «лунным» стеклом в форме сот. Первый этаж, как и в старом доме, предназначался под магазины, поэтому в нём - широкие витрины. Автором этого проекта стал тогда еще совсем молодой и неизвестный архитектор Эрнст Нирнзее. В 1900-м году он только получил диплом гражданского архитектора, и мотивы, по которым купец Привалов доверил ему строительство доходного дома, неизвестны. Зато совершенно ясно, почему последующие корпуса владения хозяин тоже строил по проекту этого архитектора.

К 1913 году Привалов собрал деньги на строительство ещё одного шестиэтажного корпуса во дворе (строение № 2). Естественно, что проект был заказан Нирнзее. Высокий дом немного напоминает крепость — да и в оформлении фасадов архитектор прибегает к готическим элементам: венчает здание угловая башенка, заметная с набережной Водоотводного канала, но совершенно не видная с улицы. Центр увенчан аттиком с декоративными стрельчатыми окошками-арочками, а, согласно проекту, слева от него должна была располагаться витражная розетка. Сейчас там просто заложенное кирпичом круглое слуховое окно. Обилие готических элементов нарастает снизу вверх: первые два этажа здания отделаны классическим рустом, далее окна украшены стрельчатыми арками и круглыми розетками. Выше всех — готическая башенка.

После 1917 года во владении № 9 было образовано жилищное товарищество рабочих и служащих соседней электростанции, которую переименовали в 1-ю МГЭС им. товарища Смидовича.

В 1960-х годах двор дома №9 славился на всю улицу. Сюда собирались парни «подраться», у девочек были свои компании, зачастую враждебно относившиеся к «чужим». Густо заселенные квартиры — коммуналки на 3-4 семьи делали двор похожим на улей. Кухни корпуса №1 до сих пор хранят следы разделения на две-три зоны. Дома считались «простыми» по сравнению с соседним домом №11, где проживали не только рабочие ГЭС, но и руководящий состав станции. Но внутренний декор квартир домов владения 9 говорит об обратном. Претерпев два поджога весной и летом 2011 года, дом по-прежнему хранит старинные двери с аутентичной столяркой, филенками и резьбой, аутентичные рамы, уникальные «лунные» стекла в эркерах подъездов, тянутые карнизы и лепное убранство на потолках некоторых квартир.

В настоящее время все три корпуса выселены, в части подъездов находится муниципальная охрана.

Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Овчинная слобода в Замоскворечье
icon
Эта тихая жизнь, эта жизнь слободы,
Эта тишь в долетающем грохоте…
Валерий Брюсов
Средний Овчинниковский переулок
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Памятник Кириллу и Мефодию
icon
Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники.
Граффити с изображением колокольни церкви великомученицы Параскевы Пятницы
icon
Граффити, выполненное в 2015 году с фотогравюры 1882 г. из альбома Н.А.Найденова, служит напоминанием, что на месте расположенного рядом вестибюля станции метро «Новокузнецкая» находилась церковь великомученицы Параскевы Пятницы, давшая наименование улице Пятницкая.