Информация о здании
Мемориальное здание мастерской выдающегося художника XIX в. В.Г.Перова – флигель во дворе доходного дома в завершении ул. Тверской на пересечении с Садовым кольцом по правой стороне.
Улица Тверская – одна из старейших дорог Москвы, часть дороги на Тверь и Новгород, в XVIII в. получившая особый статус трассы, соединившей Древнюю и Северную столицы – Москву и Петербург.
Градостроительное формирование застройки участка относится к 1780-м гг., когда в Москве в целом проводились крупные градостроительные работы, вызванные несколькими обстоятельствами. В 1771 г. в Москве произошел «Чумной бунт» (вызванный эпидемической вспышкой заражений периода Русско-Турецкой войны), по степени разрушений сравнимый с разрушениями Отечественной войны 1812 г. Одновременно с успешным завершением Русско-Турецкой войны и разгромом восстания под руководством Пугачева императрица Екатерина II в 1774 г. утвердила первый «перспективный» генплан градостроительного развития Москвы – «Прожектерский план Столичному городу Москве». Этот перспективный генплан предусматривал множество мероприятий (включая создание первого в истории Москвы централизованного городского водоснабжения, частью которого стал знаменитый Ростокинский акведук), но главной темой «Прожектерского плана Столичному городу Москве» стало урегулирование разновременной застройки Древней Столицы.
К 1780-м гг. относится формирование застройки участка по трассам улицы Тверской и по внутреннему проезду вдоль еще существовавших валов Земляного города (разобраны после Отечественной войны 1812 г.) вдоль трасс были выстроены два корпуса со скруглением углового стыка для удобства поворота по трассам.
В 1861 г. доходный комплекс был реконструирован под руководством архитектора Н.В.Никитина.
Н.В.Никитин – очень интересный мастер архитектуры Москвы середины XIX в., один из «пионеров» «русского стиля», автор такого знаменитого сооружения, как Погодинская изба на Девичьем поле. Архитектор не очень активно занимался строительной практикой, едва ли не более активно занимаясь общественными и научными программами, будучи членом едва ли не всех основных научных обществ России своего времени.
Описываемое здание относится к застройке Москвы самого начала пореформенного периода и одной из первых доходных построек новой эпохи, в оформлении которого архитектор использовал приемы архитектуры «неоренессанса» второй половины XIX в. Признаками этого стиля являются рустованные пилястры и слуховые окна на уровне крыши в обрамлении арочных люкарн. Самая интересная деталь оформления фасадов корпусов – фриз, завершающий стены, в виде ряда плоских арок – имитация машикулей – отверстий для расстрела сверху из луков, а позднее – пищалей и арбалетов – это был характерный элемент завершения крепостных стен замков, пришедший в Россию из Италии в конце XV в. Обращение к стилистике «неоренессанса» демонстрировало преемственность зарождающейся российской и московской буржуазии по отношению к стране, ставшей родиной «буржуазных отношений».
В.Г. Перов жил в этом доме с 1864 по 1871 гг. Он поселился здесь, вернувшись из стажерской поездки в Париж и переехав в Москву. В 1871 г. В.Г. Перов был избран профессором Московского Училища живописи, ваяния и зодчества и переехал в казенную квартиру в комплексе училища на Мясницкой.