Информация о здании
Дворец культуры Пролетарского района (он же ДК автозавода имени Сталина, автозавода им. Лихачева) был воздвигнут на территории старинного Симонова монастыря в 1930-1937 годах. Архитектурное сооружение стало самым значительным произведением братьев Весниных , лидеров советского авангарда. Новый комплекс общественных строений был построен на месте разрушенных зданий и некрополя Симонова монастыря.
Главным элементом первоначального архитектурного замысла Александра, Виктора и Леонида Весниных был театр на 3500 зрителей с со сценой-трансформером, на которую по пандусам могли бы въезжать даже танки (вторая очередь строительства), но он так и остался лишь на бумаге.
Здание Дворца вводилось в эксплуатацию в два этапа: в 1933 году был открыт Малый театр (ныне Театральная часть), в 1937 году – клубный корпус. Исторические интерьеры здания сохранялись до конца 1940-х годов. Во время Великой Отечественной войны от авиаударов пострадали крыша и потолок театрального зала.
«Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь», - так когда-то описал свои впечатления от увиденного автор «Колхиды» Константин Паустовский.
ДК Пролетарского района стал самым крупным в Москве объектом универсального назначения. Он был воплощен как многофункциональный комплекс клуба с залом на 1100 человек. Кроме него, Т-образное здание с тремя входами включает конференц-зал, лекторий, библиотеку, множество помещений для кружков, обширные холлы, зимний сад, а также обсерваторию с раздвижным куполом, венчающим плоскую кровлю-террасу. Сложная и асимметричная общая композиция Дворца культуры примечательна умелой компоновкой разнообразных элементов, которые расположены вдоль продольной и поперечной оси симметрии.
Первоначально между вестибюлями большого зрительного зала и корпуса с кружковыми помещениями и библиотекой была высокая проездная арка с колоннадой. Она вела в хозяйственный двор, но в 1970-е годы была застроена. Четкое разделение функциональных зон типично для конструктивизма. Снаружи этот принцип выражен в виде контрастных сочетаний прямоугольных объемов с плоскими кровлями и горизонтальными окнами и полностью остекленных цилиндрических эркеров и ризалитов лестниц. Самый выразительный стеклянный эркер освещает высокое фойе зрительного зала, расположенное на втором этаже.
Братья Веснины смогли довести до совершенства архитектурные приемы, применявшиеся ими еще в 1920-е годы, придав постройке дополнительный масштаб и объем. При этом они не использовали никаких декоративных деталей, стремительно входивших тогда в моду (часть интерьеров была оформлена в 1940-е годы в декоративном стиле, но просуществовала только до реконструкции начала 1970-х). И снаружи, и внутри хорошо видна каркасная конструкция, особенно эффектны монолитные балки перекрытий холлов, ротонды зимнего сада и других помещений. Есть здесь и пространства, напоминающие классические анфилады.
Культурный центр ЗИЛ - объект культурного наследия регионального значения.
В разные годы огромную популярность среди москвичей обрел функционировавший здесь шахматный клуб, а также кружок по шитью, фотоделу и даже цирковому искусству; в студиях занимались радиолюбители, авиа-, автомоделисты и юннаты. Здесь отмечали любимые праздники, вручали паспорта, регистрировали браки.
Во Дворце культуры ЗИЛ в свое время побывал Ромен Роллан, автор эпического десятитомного романа «Жан-Кристоф»; выдающийся советский вратарь Лев Яшин; двукратный олимпийский чемпион Валерий Харламов, а также легендарные космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов. В 1963 году тогдашний завод им. Лихачева посетил кубинский лидер Фидель Кастро, а в 1978 здесь с аншлагом прошел концерт Владимира Высоцкого.
В 2012 году Культурный центр ЗИЛ, сохранивший дух самобытности и конструктивизма, стал экспериментальной площадкой модернизации системы московских ДК. Невероятно, но факт: Драматический театр им. С.Л. Штейна и Образцовая изостудия, основанные в конце 1930-х годов, с успехом работают здесь по сию пору.
Культурный центр ЗИЛ – не только объект ностальгии, но и идеальное, современное место для проведения досуга. Здесь на равных сосуществуют танцевальные кружки и образовательные семинары, творческие лаборатории и развивающие мастер-классы, музыкальные вечера и курсы иностранных языков.