Информация о здании
Построенное внутри промышленной зоны близ Яузы и железных дорог, здание ДК оказалось на границе Москвы дореволюционной и Москвы современной.
Первоначальный проект, конструктивистского толка, предполагал свободную композицию разновысоких объемов здания, размещенного вдоль участка и выходящего на улицу боковым фасадом. Однако к середине 1930-х, когда к ударной стройке и собственно открытию метрополитена возможности и амбиции Метростроя стали возрастать, поменялись и стилистические установки советского зодчества. Заложенная в проекте, разноэтажная функциональная компоновка ДК с трудом поддалась переделке и в общих чертах уцелела.
Помещения зала нанизаны на одну ось, пятиэтажный объем с северной стороны включает в себя не только кружковую часть, знакомую по рабочим клубам 1920-х, но и киноаппаратную и фойе зрительного зала. Следующий объем невысок, он более протяженный и в нем скрывается сам зал. Южнее возвышается ступенчатый объем сценической коробки, а еще дальше примыкает трехэтажная часть клубных помещений, прорезанная проездной аркой, ведущей в хозяйственный двор.
Завершенное во второй половине 1930-х, здание получило типичное для отечественного ар-деко убранство – рустовку цоколя, карнизы и отделанный пилястрами аттик, скрывающий скат кровли высокой части здания. Окна были обрамлены тонкими рамками наличников, а боковой фасад в средней своей части, сохранил обширные окна, скорее всего — еще одно напоминание о конструктивистом замысле. Окна эти скорее не отдельные проемы, прорезанные в стене, но остаток сплошного остекления, к которому были «прислонены» коринфские пилястры. В пользу этой версии свидетельствует нечетное их число, невозможное в классическом каноне. Любопытны лепные эмблемы — театральные маски и музыкальные инструменты в простенках между пилястрами.
Интерьеры здания решены в духе 1950-х – после войны ДК «доукрашали»: появились балюстрады парадных лестниц, люстры, плафонные росписи, богатая лепнина карнизов и парапета балкона зрительного зала.