Информация о здании
Если говорить об архитектуре Москвы эпохи Екатерины II, называемой историками «золотым веком русского дворянства», то в сознании всплывают многочисленные дворцы, усадьбы, храмы и другие постройки с портиками и колоннадами, выполненные в стиле классицизма. Это эпоха Матвея Казакова и Василия Баженова. Это время увлечения средневековой замковой архитектурой, романтизмом, пришедшим к нам из Европы.
И вот в этой прекрасной плеяде дворцов и усадеб вдруг контрастом появляется архитектура тюремного комплекса Бутырской тюрьмы. Неужели и там портики и анфилады? Какая она, тюрьма эпохи Екатерины II в исполнении известнейшего зодчего Матвея Казакова? Едем на Новослободскую улицу, в место, называемое ранее Бутырская застава.
Первое упоминание о Бутырках, так в старину называли небольшие селения, отделенные от города лесом или широким полем, относится к XIV веку, времени Ивана Даниловича, прозванного Калитой. Село Бутыркино в 1667 г. было отдано «под селитьбу» солдатам бутырского полка, который был одним из лучших в русской армии в XVII веке. Во времена правления Екатерины II в Бутырках была построена казарма Бутырского гусарского полка. Рядом существовал деревянный острог. В 1784 г. императрицаI, адресуясь к Захару Чернышеву, бывшему в то время московским генерал-губернатором, давала согласие на строительство у Бутырской заставы взамен деревянного острога большого тюремного замка в камне. Проектирование замка было поручено архитектору Матвею Казакову.
В альбомах архитектора сохранились чертежи и планы тюремного здания. По проекту замок имел четыре башни: «Южная» (после 1775 г. – «Пугачевская», по имени содержащегося в ней в клетке Емельяна Пугачева), «Полицейская», «Северная», «Часовая». В центре замка был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме. К нему примыкают четыре тюремных корпуса. Стены и башни были выстроены из красного кирпича. В 1870-1873 гг. тюремный замок был перестроен архитектором Александром Францевичем Шимановским. Корпуса, окружавшие храм, были снесены. Нынешнее здание тюрьмы появилось в 1879 г.
Вот как описывает тюремный замок Иван Кузьмич Кондратьев в «Седой старине Москвы» в 1893 г.: « … стены замка составляют квадрат около 4 и ½ сажени. Внутри квадрата расположены крестообразно тюремные здания... по углам замка находятся четыре двора больших и четыре малых …тут же и Центральная пересыльная тюрьма с церковью Св. Александра Невского, сооруженною в 1879 г и перестроенною в 1884 г.»
В 1907 г. создается следственное отделение, а в 1908 г. «Временный централ» (каторжное отделение).
С 1971 г. действует музей «Бутырка», принимающий ограниченное количество экскурсий от юридических лиц. В музее можно ознакомиться с богатой историей Бутырок и наиболее известными обитателями в разные периоды ее существования.
Сейчас это следственный изолятор №2 г. Москвы. В настоящее время здания замка обстроены различными домами, в том числе и жилыми. Из четырех башен сохранилась «Пугачевская». На Новослободскую улицу выходит фасад четырехэтажного корпуса Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве. Внутри дворов прилегающих домов можно увидеть часть стен и верхние части зданий, сохранившуюся «Пугачевскую» башню. Современная архитектура мало напоминает собой образ того средневекового замка, каким создал его Матвей Казаков.
И вот в этой прекрасной плеяде дворцов и усадеб вдруг контрастом появляется архитектура тюремного комплекса Бутырской тюрьмы. Неужели и там портики и анфилады? Какая она, тюрьма эпохи Екатерины II в исполнении известнейшего зодчего Матвея Казакова? Едем на Новослободскую улицу, в место, называемое ранее Бутырская застава.
Первое упоминание о Бутырках, так в старину называли небольшие селения, отделенные от города лесом или широким полем, относится к XIV веку, времени Ивана Даниловича, прозванного Калитой. Село Бутыркино в 1667 г. было отдано «под селитьбу» солдатам бутырского полка, который был одним из лучших в русской армии в XVII веке. Во времена правления Екатерины II в Бутырках была построена казарма Бутырского гусарского полка. Рядом существовал деревянный острог. В 1784 г. императрицаI, адресуясь к Захару Чернышеву, бывшему в то время московским генерал-губернатором, давала согласие на строительство у Бутырской заставы взамен деревянного острога большого тюремного замка в камне. Проектирование замка было поручено архитектору Матвею Казакову.
В альбомах архитектора сохранились чертежи и планы тюремного здания. По проекту замок имел четыре башни: «Южная» (после 1775 г. – «Пугачевская», по имени содержащегося в ней в клетке Емельяна Пугачева), «Полицейская», «Северная», «Часовая». В центре замка был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме. К нему примыкают четыре тюремных корпуса. Стены и башни были выстроены из красного кирпича. В 1870-1873 гг. тюремный замок был перестроен архитектором Александром Францевичем Шимановским. Корпуса, окружавшие храм, были снесены. Нынешнее здание тюрьмы появилось в 1879 г.
Вот как описывает тюремный замок Иван Кузьмич Кондратьев в «Седой старине Москвы» в 1893 г.: « … стены замка составляют квадрат около 4 и ½ сажени. Внутри квадрата расположены крестообразно тюремные здания... по углам замка находятся четыре двора больших и четыре малых …тут же и Центральная пересыльная тюрьма с церковью Св. Александра Невского, сооруженною в 1879 г и перестроенною в 1884 г.»
В 1907 г. создается следственное отделение, а в 1908 г. «Временный централ» (каторжное отделение).
С 1971 г. действует музей «Бутырка», принимающий ограниченное количество экскурсий от юридических лиц. В музее можно ознакомиться с богатой историей Бутырок и наиболее известными обитателями в разные периоды ее существования.
Сейчас это следственный изолятор №2 г. Москвы. В настоящее время здания замка обстроены различными домами, в том числе и жилыми. Из четырех башен сохранилась «Пугачевская». На Новослободскую улицу выходит фасад четырехэтажного корпуса Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве. Внутри дворов прилегающих домов можно увидеть часть стен и верхние части зданий, сохранившуюся «Пугачевскую» башню. Современная архитектура мало напоминает собой образ того средневекового замка, каким создал его Матвей Казаков.