Информация о здании
Мастерская знаменитого модельера Надежды Петровны Ламановой появилась в Москве в 1885 году и поначалу находилась на Большой Дмитровке.
В 1908 году на Тверском бульваре постоянное ателье открывается в доме, построенном архитектором Н.Г. Лазаревым по заказу Ламановой-Каютовой. К этому моменту Ламанова уже была известна в Москве и Петербурге, в 1904 году она была удостоена чести быть поставщицей Ея Императорского Величества императрицы Александры Фёдоровны.
Во времена Ламановой здание было четырехэтажным (частично пятиэтажным с жилым полуподвальным этажом) и только в советское время были надстроены еще 2 этажа. Согласно документам, участок в 350.50 кв. саженей Ламанова приобрела у потомственной почетной гражданки Прасковьи Герасимовны Прохоровой 28 января 1908 года. А уже в марте того же года началось строительство роскошного особняка, с богатой внутренней отделкой итальянским мрамором, полами из дубового паркета и метлахской плитки, украшенными лепниной потолками, мраморными лестницами и колоннами из итальянского, эстонского мрамора и тарусского известняка, центральным отоплением и даже лифтом. Настоящий дворец царицы русской моды! Первоначально расположение помещений выглядело так: Полуподвал был занят магазином, мастерской дамских вещей и квартирами для служащих в 16 комнат, с кухней и двумя ватерклозетами.
В 1899 году году Надежда Петровна вышла замуж за дворянина, помощника управляющего Московским отделением Страхового общества «Россия», а также актера-любителя Андрея Павловича Каютова, друга К. Станиславского. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 32 года. У Надежды Петровны было 4 сестры, двоим самым младшим она помогала до конца жизни. В доме были предусмотрены жилые помещения для семьи, ателье, мастерские, помещения для служащих и благотворительная школа для девочек, которую называли Каютовским училищем. Известно, что в 1915 году обучалось 78 девочек, называвших Надежду Петровну «Мама Надя». Девочки бесплатно получали образование, навыки портновского искусства и по окончании школы каждая награждалась приданым.
Ламанова никогда не делала выкроек. Дама стояла, а Надежда Петровна, как скульптор, творила вокруг нее платье из ткани, кружев и булавок. Иногда это длилось часами, клиентки падали в обморок, но зато платья получались, как из Парижа.
Надежда Ламанова являлась художником-моделистом Художественного театра. По рисункам известных художников она создавала костюмы к таким спектаклям, как «В мечтах», Вишневый сад», «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Отелло», «Анна Каренина». Сохранились письма Ольги Книпер‑Чеховой, где она Надежде Петровне выражает восторг и благодарность за костюмы. Дягилевские сезоны с костюмами работы Ламановой по эскизам Бакста имели оглушительный успех в Париже. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книпер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Ламанова не любила иголку, шили ее помощницы, она же называла себя «архитектором от моды: архитекторы не таскают кирпичи».
В 1917 году Надежда Петровна осталась в России, продала дом и деньги положила в Народный банк. Семья переехала в Еропкинский переулок, д.4.
В 1919 году Андрей Павлович Каютов и все домашние вместе с Надеждой Петровной были арестованы по обвинению в тайных собраниях против Советской власти. Было заведено уголовное дело на имя Каютова и др. Ламанова и остальные члены семьи провели 2 месяца в Бутырской тюрьме и, в конце концов, отпущены за неимением доказательств. По легенде за Надежду Петровну вступился Максим Горький. Каютова продержали 2,5 месяца, дело также было прекращено. Свояка Владимира Николаевича Радугина расстреляли, как «ненужного обществу».
Надежда Петровна в 56 лет начала всё сначала. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Жены большевиков шьют платья в её ателье. Она создает наряды из всего, даже из одеял и полотенец. В 1925 году коллекция платьев в русском стиле едет в Париж на Международную выставку декоративных искусств и современной художественной промышленности. Коллекция получает мировое признание — Гран При. Потом были успешные выставки её костюмов в Лейпциге и Нью-Йорке.
15 октября 1941 года Надежда Петровна с сестрой приехала в МХТ, известия были тревожными, в Москве царила паника. По дороге к метро у Надежды Петровны случился удар у амбулатории Большого театра, что на Большой Дмитровке. Ей пытались оказать помощь, но спасти её не удалось. Она была отпета под орган в Донском монастыре, кремирована и захоронена на Ваганьковском кладбище рядом с мужем.
Дом №10 был надстроен уже в советское время. Сейчас он уже не выглядит отдельным зданием: это комплекс из трех домов: 12, 10 и 8. Здание принадлежит агентству ИТАР‑ТАСС.
14 октября 2022 года на доме была установлена мемориальная доска, посвященная русскому модельеру Надежде Петровне Ламановой. Авторы доски скульпторы Андрей Налич и Павел Налич. Средства на мемориальную доску были собраны с помощью краудфандинга виртуальным музеем.
Статья дополнена источником: Виртуальный музей Надежды Ламановой.