Информация о здании
Г. А. Захарьин (1829-1898) – дворянин, врач-терапевт, профессор Московского университета, был известен и как благотворитель, сделавший крупные пожертвования на формирование коллекции Музея изящных искусств в Москве. Начиная с 1870-х гг. летние месяцы семья Захарьиных проводила в своем имении в селе Куркино; здесь Григорий Антонович и был погребен. А спустя несколько лет, в 1900 г., его вдова и дочь заказали архитектору Ф. О. Шехтелю проект семейной часовни-склепа, который тот выполнил в неовизантийском стиле с легким оттенком модерна. Автором эскиза мозаичного панно внутри часовни стал В. М. Васнецов, к тому времени прославившийся своими росписями во Владимирском соборе Киева.
В 1908 г. семью постигло новое несчастье: от чахотки скончался С. Г. Захарьин, сын прославленного медика. В память о нем было принято решение вложить все фамильное состояние в постройку туберкулезной больницы, оснащенной самым современным оборудованием и при этом обладающей архитектурными достоинствами. Сестра покойного, А. Г. Подгорецкая, обратилась с просьбой о разработке проекта к художнику и искусствоведу И. Э. Грабарю. Мотивы такого поступка, если учитывать, что Грабарь вовсе не был зодчим-профессионалом, остаются неясными. В конце 1900-х гг. он находился под сильным влиянием архитектора И. В. Жолтовского, увлеченно пропагандировавшего среди знакомых и коллег значимость наследия А. Палладио, одного из крупнейших итальянских зодчих XVI в. Неудивительно, что Грабарь составил проект больницы в палладианском стиле, сочетая приемы, почерпнутые из нескольких произведений знаменитого венецианца. Больница в Куркине стала единственным архитектурным опытом Грабаря, взявшего на себя идейно-художественную сторону проектной работы (в период проектирования он неоднократно выезжал в Италию, дабы на месте «сверить» свои решения с оригиналом). Рутинная часть проектирования (включая технические расчёты) была возложена на петербургских гражданских инженеров А. И. Клейна и А. В. Розенберга, являвшихся специалистами в области постройки больниц. Производством строительных работ на месте ведала особая комиссия во главе с инженером путей сообщения А. С. Дютелем.
22 мая 1910 г. состоялась торжественная церемония закладки больничного комплекса, который включил в себя главное здание, амбулаторию, жилые дома для персонала, прачечную, кухню, котельную и морг с часовней. Больница была рассчитана на 50 лежачих больных обоего пола. Основные строительные работы были завершены к 1912 г., еще два года ушло на внутреннюю отделку и оборудование. Впрочем, осуществить удалось не все из задуманного. Из-за необходимости срочного ввода больницы в эксплуатацию ввиду начала Первой мировой войны не были реализованы росписи в парадных интерьерах.
Комплекс больницы находится в парковой зоне. Напротив въездных ворот вдоль главной оси расположен центральный двухэтажный корпус больницы, за которым начинается регулярный парк, заканчивающийся спуском к реке. В правой части располагаются два одноэтажных жилых корпуса для врачей, слева – амбулаторный корпус, больничная часовня и несколько хозяйственных построек. Главный вытянутый корпус больницы фланкирован симметричными боковыми ризалитами, архитектурное решение которых, однако, не совпадает.
В настоящее время здание используется по своему первоначальному назначению – в них расположена Туберкулезная клиническая больница № 3 им. профессора Г. А. Захарьина Департамента здравоохранения города Москвы.
В 1973-м и 2013-2014 гг. на территории комплекса больницы были произведены ремонтно-реставрационные работы.
Комплекс больницы является объектом культурного наследия федерального значения.