Ансамбль автозаправочной станции

Ансамбль автозаправочной станции

ул. Волхонка, между владениями 14 и 16
Заправка дошла до наших дней в неизмененном виде, практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, обновлены только бензиновые колонки.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Авангард
Годы постройки:
1930-е

Информация о здании

Элегантный комплекс, состоящий из павильона касс и двух заправочных колонок-островков, возник на Волхонке в середине 1930-х гг., как раз в тот момент, когда буквально напротив разворачивалось строительство Дворца Советов. Однако заправляться здесь должна была вовсе не строительная техника, как можно было бы предположить. У бензоколонки все эти 70 лет было свое особое назначение – обслуживать правительственные машины, следовавшие из Кремля (Боровицких ворот).

Заправка дошла до наших дней в неизмененном виде, практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, обновлены только бензиновые колонки. Статус правительственной заправки бензоколонка получила сразу только потому, что в эти годы по московским дорогам разъезжало редкое количество автомобилей, их было немного, и практически все они были служебными (для обслуживания государственных служащих) или наградные, ставшие собственностью заслуженных деятелей науки, медицины или передовиков производства. Топливо отпускали только по талонам.
Сегодня автозаправка действует, как и в 30-м г., ей могут пользоваться, как и раньше, только машины со служебными госномерами, например, полицейские автомобили, которые продолжают заправляться по талонам.

Касаемо архитектурного стиля заправки можно сказать, что стильные обтекаемые формы, легкие плоские козырьки сооружений выдают тесное знакомство автора заправки с зарубежной архитектурной практикой. Возможно, проект разрабатывался в специальной мастерской Моссовета № 12 под руководством Борова, занимавшейся обычно разработкой интерьеров, мебелью (в частности, для метро), а также киосками Союзпечати и прочими малыми формами и ликвидированной в 1935 г. Стилистически здание можно отнести к направлению советского ар-деко или постконструктивизму. 

Бензозаправка является объектом культурного наследия. На сегодняшний день не известны сроки проведения работ по сохранению данного памятника, но распространяется информация о том, что в результате строительства Музейного городка ГМИИ им. А. С. Пушкина под руководством Н. Фостера бензозаправку предлагалось перенести с исторического места. По плану музей, получая под контроль еще несколько соседних зданий, должен был освоить подземное пространство и построить на месте исторической АЗС выставочный центр из пяти цилиндров, похожих на гигантский стеклобетонный цветок. Но эта идея не получила поддержки. Теперь историческая бензоколонка должна войти в состав Музейного городка ГМИИ, но уже не в качестве действующей, а в виде экспоната времени или павильона касс и информационного центра музея.

Автор статьи: Дарья Сорокина
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Мемориальный музей К.А. Тимирязева
icon
В доходном доме проживали профессора и преподаватели Московского университета, во флигеле, выстроенном одновременно с жилым домом, с 1899 по 1920 гг. проживал биолог, агроном и профессор Московского университета Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920).
Музей сословий России
icon
г. Москва, ул. Волхонка, д. 13, стр. 2
5
Фридрих Энгельс
icon
Пречистенских Ворот пл.
Галерея Ильи Глазунова
icon
г. Москва, ул. Волхонка, д. 13