Информация о здании
В Вознесенском переулке на фоне невысоких зданий ярко смотрится выполненная из красного кирпича стройная башня с вытянутыми готическими окнами и остроконечными завершениями на углах. Здесь можно беспрепятственно окунуться в атмосферу Англии, которая царит в этих стенах уже много лет.
Несмотря на весьма продолжительную историю русско-английских связей, начавшихся ещё в середине XVI века с экспедиции мореплавателя Ричарда Ченслера, жившие в Москве выходцы с Туманного Альбиона долгие годы не имели собственного церковного здания. Живя вместе с другими уроженцами Западной Европы за пределами города, в Немецкой слободе, англичане использовали помещение реформатской церкви, в которой для них была выделена комната. После пожара 1812 года община перебралась ближе к центру, наняв на углу Тверской и Малого Гнездниковского дом княгини Анны Михайловны Голицыной. Но уже в 1829 году у наследников гвардии прапорщика Наумова в Вознесенском переулке близ Большой Никитской улицы был приобретён участок с домом, который после перестройки превратился в англиканскую часовню. Однако в конце 1870-х годов в связи с существенным увеличением британской колонии в Москве было решено построить полноценный храм, способный вместить всех членов общины.
Проект заказали английскому архитектору Ричарду Нилу Фриману, но он в Россию даже не приехал, просто прислал один из своих типовых проектов церкви в стиле викторианской готики. Практическое воплощение задуманного англичанином оказалось поручено московскому архитектору Б.В. Фрейденбергу. Возведение началось в 1882 году и всего через два года было завершено. В январе 1885 года Москву посетил англиканский епископ Титкомб, освятивший новую церковь и давший ей имя святого Андрея – покровителя Шотландии. Это было символично: с одной стороны, шотландцы составляли немалую часть британской колонии в Москве (настоятель церкви, Гарри Бернард, тоже принадлежал к ним), а с другой, главный орден Российской империи был назван в честь святого Андрея Первозванного. Кроме того, морской флот России и тогда, и сейчас в качестве флага использует изображение Андреевского креста.
Здание представляет собой однонефную псевдоготическую базилику с башней из красного кирпича, увенчанной четырьмя маленькими остроконечными башенками. В башне не было колоколов, поэтому она использовалась как приходская библиотека, архив, а также хранилище ценностей, для чего в ней располагались сейфы. Вход в церковь украшают две терракотовые фигурки ангелов, держащих в руках чертополох – ещё один шотландский символ. По некоторым данным, эти элементы специально привезли из Англии.
Чуть позже, в 1894 году, ансамбль владений англиканской общины дополнился каменной оградой с небольшими щитами, несущими английский и шотландский кресты, а также домом пастора. Последний появился на средства Джейн МакГилл – представительницы известной в Москве шотландской фамилии, в чьём владении были цементный, механический и чугуннолитейный заводы. Строительство дома пастора было памятником Джейн МакГилл её покойному мужу Роберту – соответствующая надпись на английском языке и сегодня украшает дом. Над памятной табличкой красуется стилизованный четверочастный герб с символами составных частей Соединённого Королевства (роза – Англия, чертополох – Шотландия, клевер – Ирландия), а также Георгием Победоносцем – гербом Москвы.
Именно в Вознесенском переулке Джейн МакГилл нашла своё последнее земное пристанище: зимой 1918 года новая власть выгнала её из собственного дома на Спиридоновке, после чего прихожане общины приютили свою благодетельницу в доме пастора Андреевской церкви. Однако вдова МакГилл не смогла пережить шок от выселения и очень скоро умерла.
Во время боёв в Москве в октябре-ноябре 1917 года Андреевская церковь оказалась в эпицентре событий: большевики брали соседнее здание дома генерал-губернатора и использовали церковную башню для пулемётных обстрелов. Настоятель церкви позднее вспоминал, что после окончания боёв во дворе были лужи крови, а земля оказалась покрыта гильзами. Ценности из сейфов в башне вскоре изъяли. Последним событием в жизни общины стало состоявшееся 11 апреля 1920 года бракосочетание прихожан Андреевской церкви Фрэнка Альберта Уэйла и Елены Балаковой – на этом записи в её документах обрываются. После прекращения служб здание стало использоваться в качестве жилья, потом здесь расположились различные конторы, пока в 1960-х годах просторное помещение не было передано всесоюзной фирме «Мелодия» – многие знаменитые грампластинки записывались именно здесь. В ХХ веке храм понёс потери: так, во время Великой Отечественной войны в результате немецких авианалётов оказались полностью утрачены витражи. Отсутствуют росписи, исторический орган. В то же время сохранился уникальный деревянный потолок с псевдоготическими прорезями, и сегодня создающий в церкви хорошую акустику.
В «завуалированном» обличье англиканская церковь святого Андрея мелькает на страницах романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: в нём нет ни слова про храм, башня превратилась в «посольство крохотной державы», но её расположение напротив «общежития имени монаха Бертольда Шварца», списанного с реально существовавшего в Вознесенском переулке общежития, не оставляет никаких сомнений.
Возрождение богослужений в церкви святого Андрея началось в 1991 году: первая служба состоялась 14 июля, а уже через два года сюда был назначен постоянный священник. Вскоре после визита Королевы Великобритании Елизаветы II в Москву здание оказалось полностью передано новой англиканской общине. Сегодня здесь каждое воскресенье проводятся богослужения на английском языке, также организуются органные концерты.