Информация о здании
Московские школы эпохи конструктивизма – редкий в столице архитектурный жанр. В отличие от более поздних школьных зданий, построенных по типовым проектам, они представляют собой образцы экспериментальной, авторской архитектуры, и каждая интересна по своему.
Школа на улице Усачева была задумана как часть обширного жилого комплекса новой, социалистической Москвы – т.н. Усачевского рабочего поселка. Здесь, на былой московской окраине, во второй половине 1920-х годов вырос сохранившийся доныне ансамбль из четырех- и пятиэтажных жилых домов, отличавшихся хорошими пропорциями и высокими по меркам того времени качествами комфорта. Школа, в которую должны были ходить дети счастливых обитателей поселка, должна была соответствовать высоким требованиям «нового быта».
К ее проектированию привлекли одного из видных архитекторов конструктивистской Москвы – Михаила Мотылева. Он работал над этим проектом в соавторстве с Б.Малышевым. Школьное здание – каркасного типа, с характерными для конструктивизма горизонтальными лентами остекления – было построено в 1929–1930 годах.
В советские годы школа носила имя «красного маршала» К.Е.Ворошилова, отчего возле здания стоял памятник военачальнику. Первоначально школа называлась 2-й образцовой, впоследствии носила № 23. В 1942–1945 гг. в здании размещался госпиталь для раненых Великой Отечественной войны. Впоследствии здесь был интернат № 14 с изучением китайского языка. Сегодня в здании располагается столичный лицей № 1535.
Выразительное большое асимметричное здание, скорее, напоминает промышленный комбинат. Впрочем, советская школа того времени и воспринималась современниками как своеобразный комбинат по производству и распределению новых знаний о мире. Большие размеры здания объясняются нуждами оптимизации учебных процессов: требовалось вместить под одной крышей и большое количество учащихся (школа на улице Усачева была рассчитана на 1500 учеников), и набор разнообразных помещений – учебные классы, физкультурные, рекреационные и актовые залы, пищеблок, мастерские и др. Это разнообразие, в свою очередь, диктовало асимметричность планов и фасадов, не подчинявшихся уже законам классической композиции. На фасадах школы на улице Усачева архитекторами был применен излюбленный конструктивистами мотив контраста остекленных и глухих поверхностей.
Школа на улице Усачева была сразу по достоинству оценена педагогами: они отмечали удобную планировку помещений, рациональную ориентацию здания по сторонам света. Огромные окна непрерывного остекления позволили создать внутри просторные светлые учебные классы и коридоры. Как недостаток отмечалось отсутствие кладовых и то, что учебные классы занимали лишь около 30 процентов площади здания. Это объяснялось тем, что школу проектировали в расчете на популярный в ту эпоху «лабораторно-бригадный метод обучения», предусматривавший самостоятельные занятия «бригад» школьников и выполнение ими лабораторных заданий вместо «старорежимных» уроков в классе с учителем.
В 2005 году здание школы было реконструировано, с сохранением исторических фасадов и интерьеров лестничных помещений. Оно является выявленным объектом культурного наследия.
Автор статьи