Информация о здании
В доме на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка почти всегда был театр. Когда-то здесь, правда, стояли каменные палаты обер-секретаря И.Я.Комарова, но уже в начале XIX в. на их месте можно было увидеть странное здание, имеющее большой круглый центральный объем и два прямоугольных объема по бокам. Здание принадлежало купцу 2-й гильдии Г.Н.Зарубину, и большую ротонду облюбовала «Кантора театральной дирекции по Московскому отделению». Контора наняла у Зарубина все строения «для помещения в оных маскерадов и концертов», и также намеревалась устроить в большом круглом зале арку, а комнаты прямоугольных объемов обратить в залы. Уже тогда дом Зарубина у Никитских ворот был известен всей театральной Москве.
В пожар 1812 г. дом с ротондой сгорел. Долгое время угол Никитской и переулка встречал проезжающих закопченным остовом. Только в 1838 году сын купца, отставной поручик Ефим Зарубин взялся за ремонт и возвел трехэтажное здание, включившее в себя часть старого строения.
Через 30 лет здесь открыл свой театр немец Георг (Георгий) Парадиз (1846 – 1901). Актер и владелец собственной антрепризы Парадиз родился в Германии в обеспеченной купеческой семье, но вскоре оказался в России на сцене Петербургского Немецкого Императорского театра. В 1882 году, переехав в Москву, он основал антрепризу в Солодовниковском пассаже, куда пригласил некоторых своих петербургских коллег из немецкой труппы. Дела у труппы шли хорошо, и в 1886 году он открывает собственный театр в доме Зарубина, арендованном для этих целей на 12 лет. «Театр Парадиза» москвичи нередко называли «Никитский театр».
Георг Парадиз незамедлительно затеял строительство. Новое здание театра из красного кирпича в богатом псевдорусском стиле было спроектировано в конце 1880-х гг. архитектором К.В. Терским, ему помогал молодой архитектор Ф.О. Шехтель, именно ему приписывается проект великолепного фасада. На фотографиях начала ХХ века можно видеть теремную крышу главного корпуса и такие же навершия башенок. Балкон над входом в театр освещали фонари. Сейчас все эти детали утеряны.
А.П.Чехов в своем дневнике писал о театре Парадиза: «Здание театра было построено на деньги одной из почитательниц его таланта, и немецкого сценического искусства вообще, кн. Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Сначала здесь шли спектакли немецкой труппы, первоначально ангажированной Парадизом».
До 1913 году театр назывался «Интернациональным», здесь устраивались спектакли гастролировавших иностранных и петербургских трупп. В театре побывали с гастролями такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт. А 1 мая 1899 года здесь шла чеховская «Чайка» - единственный спектакль в этих стенах для единственного зрителя. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него.
В 1913 году здание сдали в аренду опереточной труппе Е.В. Потопчиной. После революции в 1920 году здание национализировали и передали Театру революционной сатиры (Теревсату). А в 2022 году началась современная история Театра Маяковского - Теревсат расформировали и 29 октября 2022 года для зрителей распахнул свои двери Театр Революции, художественным руководителем которого был назначен Всеволод Мейерхольд.
Мейерхольд руководил Театром революции всего два года. B 1923-24 гг. его фактически возглавлял В.М. Бебутов, в 1924 году главным режиссером стал А.Л. Грипич, с его приходом театр ориентируется на постановку современной советской драматургии.
С 1931 года руководителем театра становится А. Д. Попов. Затем с 1943 года по 1967 год театр возглавляет Н.П. Охлопков, теперь это уже Театр Драмы, в 1954 году ему присвоено имя Маяковского.
С 1967 по 2001 год, до самой смерти руководил театром Андрей Александрович Гончаров.
Режиссеры меняются, но театр им. Маяковского и сейчас занимает это здание.