Культурный слой и археологическая периодизация

Культурный слой и археологическая периодизация

surdoОткрыть РЖЯ
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Информация об экспонате

Говоря об археологии, нельзя не упомянуть о таком важном понятии, как «культурный слой». Так называют исторически сложившуюся систему напластований, образовавшихся в результате жизни и деятельности человека и состоящую в основном из различных органических и строительных остатков. Хорошо сохранившийся «культурный слой» чем-то напоминает кусок от слоеного пирога или торта. Посмотреть, как выглядит фрагмент культурного слоя в центре Москвы можно на фотографии, расположенной у стены перед спуском на Нижний ярус.


Одной из важнейших задач археологии является определение возраста объекта. Обычно полученная дата относится к какому – либо одному памятнику, слою, вещи. Археология располагает большим разнообразием методов датирования. Один из них (стратиграфический) основан как раз на изучении культурного слоя, а точнее на наблюдении, что определённое культурное отложение, расположенное в земле выше другого, сформировалось позже него. Это позволяет исследователям установить относительные даты, т.е. ответить на вопрос «до или после чего».


Спустившись по лестнице на нижний ярус Вы увидите несколько настенных витрин. В этом разделе представлена своего рода лаборатория археолога. Работа ученого заключается не только в проведении раскопок, но и последующем исследовании найденных вещей. Первые три витрины знакомят с археологической хронологией на примере находок Московского региона. В основе археологической периодизации лежит материал, из которого изготавливались главные орудия труда. Так выделяют каменный, бронзовый и железный века. В первой витрине представлена единая хронологическая шкала, показанная в виде условного среза культурного слоя, от древнего каменного века до нового времени и предметы, характерные для этих эпох. В соседней витрине показана эволюция глиняной посуды. Так, первые сосуды эпохи неолита имели большие размеры, они были предназначены для хранения, переноски продуктов и приготовления из них пищи. Внешняя поверхность этих сосудов сплошь покрывалась ямочно-гребенчатым орнаментом. В эпоху бронзы происходит заметное уменьшение объема посуды, появляются сосуды разных форм. Ближе к современной посуда становится в раннем железном веке, в 1-ом тысячелетии до нашей эры. При изготовлении посуды часто использовали ткань, от чего на их поверхности оставались отпечатки «сетки». Около 3 века нашей эры появляются сосуды с тщательно отполированной до блеска поверхностью. До эпохи средневековья вся глиняная посуда была лепная. Настоящий переворот в ее изготовлении связан с началом использования гончарного круга. В витрине представлены классические раннесредневековые горшки из курганных захоронений 12 – 13 веков и изделия гончаров 14 – 17 столетий. Рост Москвы в позднее средневековье обуславливал увеличение спроса на различную качественную глиняную посуду. Появились разнообразные виды чернолощеной, поливной и расписной керамики. В 18 – 19 веках, эпоху нового времени, несмотря на широкое распространение металлической, фаянсовой и майоликовой посуды, продолжала бытовать и простая глиняная, которая дожила до наших дней в виде обычного цветочного горшка на подоконнике. Еще в одной витрине представлена научная классификация изразцов – глиняных изделий, которыми украшали печь.

Распечатать статью